Иван Паскевич; теперь – ЭРИВАНСКИЙ

Войны, сражения, походы, ранения, ордена… Рассказывая о судьбе военачальника далёкого прошлого трудно вырваться из последовательного перечисления этого вполне логичного ряда. В данном случае по возможности постараюсь воздержаться от этого трафарета.

А потому остановлюсь и на других качествах Ивана Фёдоровича. Он мог позволить себе иной раз выступить против сильных мира сего. Конечно, против системы он не бунтовал, в ряды декабристов не вставал… Однако в ряде случаев руководствовался своими представлениями о том, что есть правильно, даже если это могло ему лично навредить.

Во время Заграничного похода вступил в острый конфликт с генералом Карлом Опперманом, и только заступничество генерала Николая Раевского, который добился перевода Паскевича под своё начало, позволило погасить конфликт. Паскевич лично обращался к императору с просьбой об улучшении снабжения вверенной ему дивизии. По окончании войны, когда в армии начали насаждаться аракчеевские порядки, не побоялся резко критиковать их. При проведении следствия по поводу крестьянского бунта (Липецкое дело) поставил вопрос о наказании государственных чиновников, которые своей алчностью спровоцировали бунт. Сопровождая цесаревича Михаила в путешествии по Европе и России, проявлял по отношению к своему подопечному строгость, и даже голос на него повышал; и в конце концов попросил освободить его этой обузы и вернуть к военной службе.

4.

…А потом начался кавказский период военной деятельности Паскевича – в 1826 году.

Сравнивать двух замечательных полководцев – дело сложное.

Более десяти лет Отдельным Кавказским корпусом командовал Алексей Ермолов. На этом посту он сделал очень много, и результатов в противостоянии соседним державам – Османской и Персидской – добился немалых. Можно ли считать Алексея Петровича идеальным наместником Петербурга в Кавказском регионе?.. Нет, конечно. Ну а если поставить вопрос иначе: а кого вообще можно считать идеальным чиновником в столь сложном крае?.. Кого ни возьми – к каждому претензий можно предъявить немало. Даже объективно, не говоря уже о том, что каждый из них – человек еси, каждый со своими слабостями.

Ротация кадров – закономерный процесс. К тому же новый император Николай Павлович терпеть не мог Ермолова; историческая традиция даже утверждает, что и побаивался на фоне происшедшего восстания декабристов… И решил заменить его на своего ставленника, которому доверял; выбор пал на Паскевича.

Причём, царь поступил дальновидно. Поначалу он назначил Паскевича в подчинение Ермолову. Таким образом у потенциального правителя краем появился резерв времени, чтобы «въехать» в обстановку, оценить ситуацию, присмотреться к людям… А главное – между двумя военачальниками тотчас разгорелся конфликт, который расколол местное чиновничество, и таким образом Ермолову ничего не оставалось, как принять свою отставку.

И наступил истинно звёздный час генерала Ивана Паскевича. Он повёл решительное наступление на юг, и очень скоро овладел Эриванским ханством – Арменией, местностью, которая на протяжении веков пребывала под владычеством соседних исламских государств.

…Будучи в командировке в Армении, я как-то беседовал с местным националистом. Он высказался в довольно резкой форме, что де никто русских не звал их освобождать…

А вы заметили, друзья, что националисты любой страны очень плохо знают собственную историю?.. Заготовленными идеологами информационными блоками они отгораживаются от способности мыслить и рассуждать, воспринимать знания, которые не вписываются во вколоченную в их сознание доктрину…

Армения утратила независимость ещё в 387 году, и впоследствии переходила от одного владычества в другое. В IX и Х столетиях на некоторое время отдельные армянские государственные образования появлялись, однако потом пришли мусульмане… И началась многовековая борьба за армянские земли между Персией и Турцией; в какие-то периоды в эту борьбу вмешивалась Грузия… Неоднократно армяне пытались поднимать восстания, некоторые добивались каких-то частных успехов… Однако в целом проблема не решалась.

Пока в Эриванскую область не пришли русские войска под командованием генерала Ивана Паскевича. Не звали его армяне?.. Конечно, не звали – в смысле не присылали официальных писем, не слали официальных делегаций. Потому что не имели никакой государственности – армяне являлись бесправными подданными пришлых правителей. Но как же они ждали этого освобождения; об этом свидетельствует хотя уже тот факт, что в рядах русской армии против исламских завоевателей сражалось немало армянских христиан!.. Хотя бы уже потому, что теперь их дочери не отбирались массами для пополнения гаремов.

…Когда русская армия осадила Эривань, местный правитель Гассан-хан решил отсидеться за стенами крепости, рассчитывая, что рано или поздно гяуры уйдут. Однако в результате мощного артиллерийского обстрела 1 сентября 1827 года восстали местные жители – армяне. Они потребовали от персов сдаться русским; и трёхтысячный гарнизон не посмел воспротивиться.

Ну а потом состоялся Туркманчайский мирный договор, по которому определялась граница в Закавказье, и Тегеран выплачивал России двадцать миллионов золотых рублей… К фамилии Паскевич добавлялась приставка Эриванский. И из контрибуции ему выплачена премия – миллион рублей, правда, ассигнациями; считается, что это стало самым большим государственным денежным поощрением за всю историю Российской империи.

.

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=40531

Николай Раевский: https://starodymov.ru/?p=38683

Моя поездка в Армению: https://starodymov.ru/?p=697