От «охранки» — до Лубянки
Такой уровень цензуры, как цензура органов тайной политической полиции, на наш взгляд, требует некоторой корректировки. Дело в том, что подобного органа в 80-е годы прошлого века в стране не существовало. По всей видимости, образование столь грозной структуры относится к периоду пресловутого Третьего отделения, прозванного в народе «охранкой» и ассоциирующегося с личностью А. Х. Бенкендорфа (1783-1844). В свое время это ведомство действительно проводило активную цензурную политику, направленную на незыблемость самодержавия и отстаивание интересов России в публичном пространстве.
В нашем случае цензуру тайной политической полиции можно трактовать как некий обобщенный образ, предполагающий наличие структур с соответствующими полномочиями в недрах органов, отвечающих за политическую и общественную безопасность государства и общества. Так, отдел политконтроля имело в своем составе ОГПУ/НКВД/МГБ. Применительно к 1980-м гг. правомерно вести речь об идеологических установках и запретах, которые исходили из КГБ, в частности его Пятого (идеологического) управления. В оригинале они до нас не доводились (все-таки мы служили в другом силовом ведомстве), а интерпретировались в письмах главного военного цензора или в профилактических выступлениях офицеров органов военной цензуры перед коллективом редакции. О каких запретах идет речь?
Во-первых, налагался запрет на упоминание в печати многих деятелей культуры и их произведений. В рабочей тетради, которую я вел, посещая служебные совещания и редакционные летучки, сохранились краткие, но весьма красноречивые записи.
Вот, к примеру, мои пометки в ходе выступления представителя цензуры Генерального штаба перед редакционным коллективом 14 февраля 1983 г. (записи даются с соблюдением стиля изложения): «Исключить всякое упоминание о лишенных советского гражданства П. Григоренко, Г. Вишневской, В. Корчном, О. Раби- не, М. Ростроповиче, С. Лозовском, А. Солженицыне. Изъять – В. Аксенова, В. Войновича, А. Зиновьева, Л. Копелева, В. Максимова, Ю. Любимова, А. Солженицына. Рецензии на фильм «ТАСС уполномочен заявить» – только с ведома КГБ; нельзя писать о партизанском отряде Д. Медведева, разведчике Н. Кузнецове».
Вполне допускаю, что записаны были не все фамилии. Скорее всего, цензор Генштаба лишь напоминал журналистам указания высших цензурных органов в отношении людей, эмигрировавших из страны. Естественно, что такие указания адресовались не только средствам массовой информации, но и библиотекам, музеям, архивам, в общем — тем структурам, которые несли бремя партийно-идеологической работы. Доводились они, как видим, не в виде официального документа высшего политического или государственного органа, а под запись — через устное выступление представителя из Москвы, что в целом отражало характер цензурного процесса в советский период.
Во-вторых, предписания касались подразделений с условными наименованиями «Каскад», «Зенит», «Кобальт», «Омега», «Тибет» и др., действовавших в Афганистане. Любая информация о них была под строжайшим запретом, хотя об их существовании мы, конечно, знали. Создавались они под патронажем КГБ или МВД для борьбы с бандитизмом и обучения специалистов из аналогичных органов Афганистана (ХАД, царандоя) методам спецработы с местным населением. Говоря другими словами, для выявления пособников мятежников среди местного населения, или, как это тогда называлось, контрреволюционного подполья, работы с агентурой и проведения спецмероприятий против душманов. Бывая в командировках, мы не раз встречались с мужественными представителями «Каскада» и других отрядов, но не то что писать, а даже заводить с ними знакомство решались не всегда.
В-третьих, запрет касался участия в боевых действиях пограничных войск. Дело в том, что по периметру афгано-советской границы на территории Афганистана были размещены мотоманевренные группы погранвойск, которые прикрывали подступы к госгранице. Ведь вполне могло случиться, что лидеры бандформирований попытались бы перенести боевые действия на территорию Советского Союза. Но этого не произошло, потому что пограничники встречали душманов на дальних подступах, контролировали ущелья, примыкающие к госгранице с афганской стороны. Вот только говорить об этом публично не разрешалось, считалось, что зеленые фуражки несут службу исключительно на территории среднеазиатских республик бывшего СССР.
В-четвертых, под запретом, наряду с песнями М. Звездинского, В. Токарева, М. Шуфутинского, оказались самодеятельные песни об афганской войне. Кто был инициатором этого нелепого запрета – неизвестно, но его выполнение вменялось не только средствам массовой информации, но и таможне. При возвращении в Союз каждый офицер и солдат подвергался обязательной проверке на наличие запрещенного аудиоматериала. Естественно, в печати, на радио и телевидении существовало строгое табу на публикацию и трансляцию неугодных власти песен.
Официальное признание песенное творчество афганцев получило только с началом вывода наших войск: весной 1987 г. в Кабуле состоялся первый слет молодых самодеятельных поэтов из ограниченного контингента. В его организации приняла участие и наша газета. С той поры афганские стихи и тексты песен постоянно печатались на страницах «Фрунзевца», а усилиями сотрудников редакции увидел свет первый поэтический сборник самобытных авторов, отпечатанный в редакционной типографии. Для этого была проделана огромная работа, собраны десятки магнитофонных кассет, расшифрованы даже полустертые записи. Первый тираж был направлен в Афганистан. Ему предшествовало революционное по тем временам указание политического управления округа: «Командирам, политработникам, партийному, комсомольскому и идеологическому активу рекомендуется использовать яркие, от души идущие поэтические материалы в своей работе по героико-патриотическому и интернациональному воспитанию воинов».
Таким образом, цензурные требования спецслужб носили многополярный характер: от «исключить упоминание» имен лишенных советского гражданства представителей творческой интеллигенции до запрета самодеятельных песен об афганской войне. Безусловно, ничего общего с обеспечением военной безопасности государства они не имели, а диктовались сугубо идеологическими предубеждениями.
.
Вводная публикация: http://starodymov.ru/?p=40208
Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=40221
Александр Бенкендорф: http://starodymov.ru/?p=22706
.
От себя добавлю, что в целом разделяя точку зрения автора, считаю, что в отношение деятельности подразделений спецназа режим секретности и в самом деле имеет резон.
Ну и второе… Лубянка тут явно приплетена только для рифмы. В данном вопросе соответствующее управление КГБ выступало только исполнителем воли Кремля, но никак не инициатором запретов. Образно говоря, ограничения шли от Суслова, а не от Андропова. Но это – исключительно к слову. Меня в бытность службы в дивизионной газете и самого мелочная цензурированность выводила из себя.
К записи "Владимир Тимофеев: Советская цензура с точки зрения рядового военного журналиста. Ч.-3: Что запрещалось" пока нет комментариев