6 января 1992 года – Нагорный Карабах провозгласил независимость.
И вот утратил… Трудно анклаву сохранить независимость, особенно когда его окружает совершенно иной мир – иной абсолютно по всем показателям: по вере, по мироощущению, по историческому развитию, по уровню экономического развития, по оборонному потенциалу…
…Вопрос исторической принадлежности той или иной территории – чрезвычайно сложен. На протяжении всей истории человечества происходили переселения народов – великие, средние и вялотекущие. Они происходили по-разному: где-то сопровождались поголовным уничтожением побеждённых, где-то – приведением их к покорности, ну а когда и просто слиянием пришлых с местными жителями…
На всём нашем Земном шарике можно привести буквально отдельные клочки территории, на которых один и тот же народ проживал на протяжении тысячелетий, и сохранял свою культуру.
Армяне Нагорного Карабаха – из их числа.
Я сейчас не собираюсь вмешиваться в идеологические и политические дебаты о справедливости военного решения данной проблемы, свидетелями которого мы стали два года назад. Я – только об историческом факте.
История Армении – древняя и непростая. Она становилась Великой, а потом вообще исчезала с политической карты Закавказья, возрождалась и снова теряла независимость… И в какие-то моменты истории во всём сложнейшем в этническом отношении регионе оставался единственный островок армянской государственности, пусть полностью зависимый и подконтрольный, но всё же существовавшей… Это именно Карабах.
Мы можем сколько угодно говорить о границах и государственной принадлежности – в реальном мире эти понятия с понятием «справедливость» всегда остаются в противоречии; хотя бы уже потому, что лежат в разных понятийных плоскостях.
Сколько таких вот мин замедленного действия оказалось заложено при проведении административных (на тот момент) границ между территориями внутри Советского Союза! Какие-то уже бабахнули (Крым, например), какие-то ещё тлеют (не хочу пророчествовать – не место и не время)… Карабах – из их числа; уж сколько здесь тлел фитиль…
Территория Нагорного Карабаха изначально на протяжении веков заселённая армянами. Её искусственно в виде анклава включили в границы Азербайджана – государства, которое сформировалось только в 1918 году.
…Мне довелось дважды побывать в Степанакерте. И я услышал там настроение: почему мы, армяне, на протяжении тысячелетий проживающие на земле своих предков, должны признавать свою зависимость от юного государства с чуждой нам культурой и верой?..
Но если взять с точки зрения Баку: почему там должны признавать независимость части территории, которая принадлежит государству по международному праву?.. И в какой-то момент азербайджанские войска двинулись на восстановление справедливости в собственном понимании этого слова.
Право нации на самоопределение и территориальная целостность государства – два взаимоисключающих принципа международного права, противоречие между которыми не устранится никогда.
В бедламе, который в начале 90-х творился на территории рассыпавшегося СССР, провозглашение независимости Нагорным Карабахом вполне понятно – никто не знал, как пойдут дела дальше. Защитники региона на тот момент отстояли это своё решение. На протяжении почти тридцати лет власти Степанакерта крепили оборонный потенциал, и при этом искренне надеялись, что международное сообщество поможет им «в случае чего».
Нагорный Карабах объявил о своей независимости. Однако т.н. «мировое сообщество», ни для кого не секрет, подконтрольное и ангажированное, новообразованное государство не признало.
А потом разразилась Вторая Карабахская (Вторая Арцахская) война. Длилась она всего два месяца – в сентябре-ноябре 2020 года. Теперь соотношение сил и подготовка оказались иными, и они сыграли свою роль. Оказалось, что вступиться за Нагорный Карабах и некому.
Для начала, скажу главное: по духу и по менталитету мне, понятно, армяне ближе. Однако я понимаю и точку зрения азербайджанцев, которые вернули под свой контроль территорию, принадлежащую им по формальному праву некогда проведённой и общепризнанной границы.
Что политикам, что обывателю, наплевать на такое понятие, как «историческая принадлежность», если вопрос стоит о том, кому конкретно принадлежит данный участок территории сегодня.
А вот теперь – несколько вопросов и соображений, которыми я поделюсь, над которыми думаю, но много рассуждать по поводу которых не стану, во всяком случае, не сейчас.
На мой взгляд, бакинское руководство, начиная боевые действия за восстановление контроля над Карабахом, показало своё истинное отношение к Москве и к нашему лидеру лично. Если тебя игнорируют – трудно принимать солидный вид и поддерживать свой авторитет.
Это, конечно, неприятно, задевает. Но с другой стороны…
В московской парикмахерской, принадлежащей армянам, я услышал фразу, что, де, Путин предал Армению.
Что можно сказать по этому поводу?.. Конечно, я не знаю всей подоплёки событий, и могу судить о них только по тому, что нам довели СМИ. Но и из этого можно сделать некоторые выводы… Как ни ряди, а ведь Армения не объявила войну Азербайджану, не объявила мобилизацию, не провела какие другие мероприятия в защиту Карабаха. Нигде не сообщалось о толпах армян, проживающих что в России, что в других странах мира, устремившихся на защиту исторического края… Спрашивается: а что делать в этих условиях России?.. Для вмешательства, по моему разумению, не имелось никаких формальных оснований.
Повторю: можно говорить о нанесённом нам со стороны Баку политическом оскорблении (оскорблении игнорированием), но не о военном. На военные выпады мы реагировать умеем – Осетия тому примером.
…Недавно я читал публикацию о том, какие немалые средства вкачивает сегодня Баку в развитие региона, силой возвращённого под свой контроль. Наверное, это так. Только сдаётся мне, что армянским анклав больше не станет никогда.
В худшие периоды своей истории Карабах пережил владычество Кавказской Албании, Михранидов-иранцев, сельджуков и Аббаса Персидского, Карабахского ханства… С начала XVIII столетия княжество просилось под защиту России; что и случилось в 1805 году, а политическое закрепление получило в Гюлистанском договоре 1813 года. И всегда карабахцы сохраняли свою культуру и идентичность.
Что будет потом, покажет время. Только мы, пессимисты, не особо верим в светлое будущее для Карабаха – того Карабаха, каким он сложился исторически.
.
В 2008 и 2009 годах мне довелось посетить Армению и Нагорный Карабах (спасибо за это ныне уже покойному Александру Бабакину).
Привожу отрывки своих воспоминаний о визитах в Степанакерт. Конечно, прошу сделать поправки на то, что события происходили в значительно другой обстановке – нынче политическая жизнь меняется слишком стремительно.
Я хотел также поместить здесь публикацию Михаила Амирханяна об истории Карабаха. Однако в ней содержатся довольно резкие оценки и ссылки на документы, проверить которые я не имею возможности; так что решил воздержаться. В любом случае, свою точку зрения я высказал.
.
Моё посещение Карабаха в 2008 году: http://starodymov.ru/?p=39575
Моё посещение Карабаха в 2009 году: http://starodymov.ru/?p=39578
О проблеме признания независимости: http://starodymov.ru/?p=33141
О пересмотре государственных границ: http://starodymov.ru/?p=29038
Немного об истории Армении: http://starodymov.ru/?p=25770
Генерал Котляревский и Карабах: http://starodymov.ru/?p=33938
О возвращении Крыма: http://starodymov.ru/?p=21862
О конфликте армян и азербайджанцев в период распада СССР: http://starodymov.ru/?p=24522
Война 08-08-08: http://starodymov.ru/?p=38380
Политика на Кавказе Аббаса Великого: http://starodymov.ru/?p=28736
Александр Бабакин: http://starodymov.ru/?p=28907
К записи "К 30-летию провозглашения независимости Нагорного Карабаха. Мои мысли по поводу" пока нет комментариев