С ДНЁМ ЧЕКИСТА, ДРУЗЬЯ!
Без органов государственной безопасности не может существовать ни одно уважающее себя государство. ЦРУ, комплекс структур, объединённых буквосочетанием «Ми», дефензива, сигуранца, тонтон-макуты, ХАД, СБУ – неважно, как именуются. Главное, что в каждом государстве обязательно имеется некая структура, отвечающая на безопасность этого государства.
В Советском Союзе эту миссию выполнял Комитет государственной безопасности. Существовала эта структура, по большому счёту, не так уж и долго. Другое дело, что КГБ родился не на пустом месте, он образовался в результате очередной реорганизации правоохранительной системы государства (не стану сейчас затрагивать историю и терминологическую составляющую ситуации).
Поэтому просто примем: 20 декабря 1917 года считается официальной датой рождения официальной российской (советской) государственной структуры, созданной для обеспечения безопасности страны.
В праздник принято говорить только хорошие слова. Потому и я не стану акцентировать внимание на негативе. Хотя… Нет, не стану зарекаться.
Можно как угодно относиться к Октябрю 17-го года. Можно как угодно относиться к большевизму и «ленинской гвардии». Но объективная реальность состоит в том, что на излёте 17-го года в нашей стране не могло не возникнуть структуры, известной нам под именем ВЧК. Она могла иначе называться, во главе её мог оказаться другой человек – это уже вторично. Главное – создание ВЧК в тот момент стало объективной исторической закономерностью.
Ну и второе – впрочем, вот тут я признаю, что со мной многие могут не согласиться. На тот момент назначение на пост председателя ВЧК именно Дзержинского стало оптимальным, это было попадание в «яблочко».
Человек по сути своей существо инерционное. Самый консерватор, самый демократ – как правило последователен в инерционности своих представлений на тот или иной предмет. Так вот, если современный демократ попытается перебороть свои стереотипы и взглянуть на личность Дзержинского объективно, непредвзято, то убедится, что и в самом деле на тот момент более подходящей кандидатуры на пост руководителя ВЧК было не сыскать. Сколько угодно можно вешать на него грехов, но факт остаётся фактом: Феликс Эдмундович выступал за законность, он боролся с врагом с точки зрения законности. Враги были не те? Законы были не те? Не те люди устанавливали правила игры?.. Быть может, это отдельный вопрос. Но это уже вопрос и претензии не к исполнителю, а к законодателям.
Ни в коем случае не пытаюсь пририсовать к шинели Дзержинского крылышки ангела. Нет, он не был ангелом. Но и демонизировать его не надо. Феликс Эдмундович Дзержинский был одним из самых порядочных людей советской верхушки того периода. К слову, именно он неоднократно ставил вопрос о необходимости смягчения «революционного террора».
Повторюсь: не считаю нужным сейчас разбирать историю спецслужб СССР и современной России. Хочу только вновь и вновь подчеркнуть следующую мысль.
Мы привыкли мыслить стереотипами. В советские времена ВЧК-ОГПУ-НКВД олицетворяли собой рыцарей без страха и упрёка с головами, руками и сердцами согласно известной цитате. Нынче принято их только линчевать.
…Я не помню, у кого-то из писателей я вычитал такую фразу. И об СС, и о НКВД нельзя судить огульно. На фронте именно эсесовские дивизии, и именно части НКВД стояли насмерть на самых тяжёлых участках. А с теми людьми, которые вдали от фронта охраняли лагеря, этих преданных своему государству воинов объединяла только форма.
Вот, сам же говорил о стереотипах, и сам же скатился…
Ну давайте определимся в терминологии. В каждом государстве имеется некий процент населения, который подлежит изоляции от общества. Его нужно охранять. Опять же: тех ли изолировали, те ли решали судьбу – для данной конкретной публикации вторично. На тот момент Ульрих и Вышинской определяли, кто будет сидеть. И этих людей необходимо было охранять.
Так вот. Георгий Жжёнов, наш великий (величайший) киноактёр, рассказывал о том, что его спас некий чекист, имя которого даже не сохранилось в истории. Прочитайте рассказ «Саночки», чтобы я не повторялся.
Другой пример. В Москве на Могильцах стоит-доразваливается церковь. У неё баснословная интересная история, но я сейчас не об этом. Когда в 30-е её закрывали, соответственно, имущество что вывезли, что разворовали. Я не являюсь глубоким исследователем вопроса, который затрагиваю, даже считаю, что это не имеет принципиального значения. Суть вопроса состоит в том, при закрытии храма в Могильцах в числе конфискованных оказалась некая икона. А потом она оказалась подброшенной в храм Илии Обыденного. Значит, даже в высшем аппарате НКВД служили люди, которые позволяли себе оставаться людьми.
Нет, друзья мои – современники, не нужно огульно судить о наших предках.
…С праздником, чекисты! С праздником, органы государственной безопасности!
Пока на земном шарике имеются границы, вы нужны. И в самом деле – прочь идеологию! Вы стоите на страже ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
Николай СТАРОДЫМОВ
К записи "Мысли о ВЧК в День чекиста" пока нет комментариев