ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Степью широкою!..
Степью необъятной!..
Там!.. — на воле, на тихом Дону!
Скучно станет — на Волгу пойдем,
Бедно станет — и денег найдем…

Старинная казачья песня

…В ходе очередного такого разговора зашла речь о казаках.

- Надо бы знать, пойдёт за мной Дон или не пойдёт, – говорил «царевич». – Казаки донские крест целовали на верность моему батюшке Иоанну Васильевичу и брату моему Фёдору. Да и до того немало послужили царству…

Анфиноген знал, что это и в самом деле правда. Казачье войско во главе с атаманом Сусаром Фёдоровым состояло в рати Ивана Грозного во время взятия Казани. Участвовали в покорении Астраханского ханства донцы под водительством атаманов Ляпуна и Павлова. 3 января 1570 году между московским царством в лице боярина Ивана Новосильцева и донским казачеством и его атаманом Михайлой Черкашениным был заключён договор.  Согласно ему казаки брали на себя обязательство повиноваться посланникам московского царя, оберегать южные рубежи царства, за что им полагалось получать соответствующее вознаграждение. А в 1584 году атаман Иван Кишкин от имени всего вольного Дона принёс присягу и целовал крест на верное служение царю Фёдору Иоанновичу.

За признание царёвой власти вниз по Дону ежегодно отправлялись караваны с припасами, которых у казаков не имелось. В первую очередь это хлеб, порох. Дело в том, что продуктами питания казаки могли обеспечивать себя не в полной мере. Самое главное – они не занимались сельским хозяйством. Прежде всего, потому, что жили под постоянной угрозой нападения кочевников. Крохотные огородики, которые некоторые казаки, особенно из числа недавно пришедших, разводили в городах-крепостцах, решить проблему не могли. Ну а кроме того… Многие крестьяне, пришедшие на Дон из центральной России, заниматься землёй попросту боялись, едва не суеверно считая, что едва они распашут целину, тут же появится помещик и введёт барщину.

Как бы то ни было, сотрудничество царства и казачества до поры до времени строилось на условиях, обоюдно выгодных. Однако именно до поры – до времени. Потому что со временем ситуация начала постепенно меняться – и не в лучшую для казаков сторону.

До сих пор московские власти рассматривали донское войско, а точнее будет сказать не имеющее точного определения вольное донское сообщество, как самостоятельного равноправного партнёра в переговорах, и вообще в проведении политики, пусть и находившегося номинально в вассальной зависимости. Однако в последнее время царь Борис повёл планомерное наступление на область вольного казачества. Страсть Годунова к градостроительству поставила под угрозу самоё существование вольного Дона. Всё ближе к границам Области подступали возводимые по велению царя линии городов. А Царёво-Борисов вон и вовсе уж рядом – в какой-то сотне вёрст от казачьей столицы, городка с названием Раздоры, выше по течению Северского Донца.

Однако этим Москва не ограничилась. Стремясь приструнить вольницу, поставить её в полную зависимость от царской милости, Годунов ввёл запрет на свободную торговлю русских городов с казачьим Доном. С точки зрения заключённого договора вроде как ничего противоправного тут не было – царская казна своевременно отпускала оговорённое довольствие: хлеб, порох, водку… Однако донцы не привыкли к каким-либо ограничениям, которые им хоть кто пытался навязать извне. Опять же, такой запрет ставил казаков в полную зависимость от царёвой воли: мол, осерчает царь-батюшка, пожелает за что-нибудь покарать их, или принудить к совершению некого действа, просто не отправит своевременно караван барж – тут-то и окажется Область на голодном пайке… И взбурлил Тихий Дон, возроптал! Теперь дело шло только о поводе для массового выступления.

Само по себе  Донское казачье войско складывалось веками – стихийно, и в то же время закономерно. Природа, как известно, пустоты не терпит. А тут практически незаселёнными оказалась огромная территория вдоль красавца Дона. И при этом среди соседних народов находилось немало людей, которые не желали жить в условиях жёстко централизованного государства. Они нужны были друг другу – вольный Дон и стремившиеся к воле люди!

Считается, что сообщество донских казаков начало формироваться около Х века из проживавших по окраинам Хазарского каганата полузависимых от Итиля народов, в частности, племени бродников. А имя своё – казаки – получили от стремительных и грациозных степных антилоп, кайсаков. Так ли это – бог с ним, наверное, доподлинно на эти вопросы никто уже ответить не сможет.

Куда важнее другое. На протяжении веков сюда, в низовья Дона, стекалось всё свободолюбивое, стремившееся к вольнице людство. Здесь принимали любого, независимо от национальности: русский ли ты или украинец, татарин или калмык, лях или венгерец… Лишь два условия требовалось соблюдать неукоснительно: исповедовать православную веру, и быть готовым жизнь свою положить за товарищество. Сложился тут свой уклад, своя система взаимоотношений, вертикаль власти, основанная на крикливой демократии в мирное время и безусловном подчинении избранным атаманам в период войны.

Этот народ не терпел над собой никакой власти, кроме самолично им же избранной.

И вот теперь над вековой свободой начали сгущаться тучи. Угроза эта исходила с севера, от набиравшего силу московского царства. Это ощущали казаки интуитивно, на подсознательном уровне – так дикие животные, ещё не слыша рожков охотников, ещё не почуяв запаха полыхающего невесть где пожара, уже начинают волноваться, чуя грядущую беду.

Область Войска Донского в те давние времена не имела чётко очерченных границ. Она охватывала территорию нынешних Ростовской, Волгоградской, Донецкой, Луганской, Воронежской областей, Краснодарского края, Калмыкии – правда, ни одна из них в современных их границах не входила в казачьи земли в полной мере. Однако, даже будучи размытыми, эти границы тем не менее из-за проводимой Москвой политики заметно сокращались.

С юга выход в море был прочно заперт турецкой крепостью Азов. Этот город откупался от казаков ежегодной данью. Но это отнюдь не следует расценивать как свидетельство его слабости. Просто басурманам легче и выгоднее откупиться от беспокойных соседей, чем вести с ними бесконечную и, главное, бесперспективную распрю. Восточнее кочевали ногайские племена. Раньше они чувствовали себя хозяевами на бесконечных степных просторах Евразии. Однако Москва взяла под свой контроль Волгу на всём её протяжении до самого Каспия и заложила по её берегам несколько мощных крепостей. И теперь ногайцы оказались запертыми на ограниченном пятачке. До сих пор орда платила дань единоверной Турции, которая лишь номинально являлась её сюзереном. Теперь же не подлежало сомнению, что подчинение орды московскому царю стал лишь вопросом времени.

Таким образом, Войско Донское также оказалось в западне. Лишь на западе оставалась дружественная Запорожская Сечь.

Однако и тамошние казаки испытывали всё усиливавшееся давление со стороны польского государства. К тому же у запорожцев оставалось заметно меньше внутреннего единства.  Прежде всего, в украинском казачестве происходило заметное имущественное размежевание. По мере того, как оно становилось богаче, казачья старшина всё больше тяготела к блеску королевского двора. Раскол в некогда монолитное запорожское сообщество внесло и формирование параллельного регулярного реестрового казачества. Попасть на королевскую службу и жить без особых хлопот желали многие казаки, и, соответственно, между теми, кому повезло, и кому удача не улыбнулась, неизбежно возникла напряжённость. К тому же на протяжении веков у украинских казаков сложились тесные родственные связи с польской шляхтой.

Два великих казачьих войска – Донское и Запорожское – исторически являлись близнецами-братьями. Они хотели только одного – свободы! А вместо этого в тот период времени они оказались в окружении сильных государств, которые всемерно стремились втянуть их в свою сферу.

Потому-то на них и обратил внимание мнимый царевич. Он понял, что именно на стремлении этих народов к воле можно сыграть.

Столица Донского казачества Раздорский городок располагался на большом острове Поречном в устье Северского Донца, впадающего в Дон. Остров, как и большинство клочков суши, образовавшихся в поймах больших рек, был несколько вытянут вдоль русла, имел размер двадцать на пятнадцать вёрст.  В нижней, ближе к Дону, оконечности острова имелась возвышенность, на которой казаки и построили городок Нижние Раздоры. Городок обнесли крепкой стеной с башнями. Со сторожевой вышки дозорный постоянно наблюдал за степью по обоим берегам Дона: низменной ногайской и возвышенной крымской. Установление порядка очередности дежурства на вышке, контроль за исправностью несения службы лежал на подписных стариках – заслуженных ветеранах, которым казаки крепко верили.

Откуда пошло название Раздоры, доподлинно никто не знал. Преданий об этом имелось несколько. Самая романтическая повествовала, что некогда повздорили два брата-атамана из-за прекрасной полонянки, и был у них на этом бугре поединок. По другой версии название произошло от того, что  из-за этого пятачка суши происходили постоянные раздоры с кочевниками – то с ногайцами, то с крымчаками, то с прибегавшими аж из кавказских предгорий черкесами. Был и третий вариант, откуда пошло такое название – якобы раздорами наши предки называли устье реки, дельта, говоря по-современному, где единый водный поток разбивался на разные дороги. Может, и так, потому что в одной из царёвых грамот городок так и назывался – Раздоры Донецкие.