23 апреля 1891 года – родился Сергей Прокофьев,

русский композитор.

Поистине, гордость Отечества!

Поразительно, но искусствоведы вполне серьёзно ведут отчаянный спор по поводу того, какого уточнения заслужил Прокофьев: он композитор русский, советский или российский… Неужто это хоть для кого-то настолько принципиально важно?..

Я уже говорил, что просто не понимаю, как можно сочинять музыку. Что угодно в принципе могу представить – но только не процесс формирования и перенесения на нотный стан звуковой гармонии.

Сергей Сергеевич писал произведения едва не всех музыкальных жанров.

Однако мне, как дилетанту от музыки, понятно, ближе и понятнее его музыкальные темы для кинофильмов.

Я не стану подробно пересказывать биографию и уж подавно творческий путь Прокофьева – это очень интересно, и при изложении встретилось бы множество имён прекрасных отечественных композиторов. Отмечу только что в жизни его огромную роль сыграл Сергей Дягилев.

Прокофьев решил покинуть Россию в конце 1917 года – судя по всему, не столько по политическим соображениям (Сергей Сергеевич видится довольно аполитичным), а от хаоса, грязи и крови, которые неизменно сопровождают революции. Выехал весной 1918 года по разрешению Анатолия Луначарского, через Сибирь и Японию, а затем перебрался в США, которые на тот момент ему виделись средоточием культурной жизни относительно «жалких концертов в Кисловодске». Возвращаться в Россию, судя по всему, он поначалу не собирался.

Однако, как говорится, человек предполагает… В 1936 году Прокофьев с супругой вернулся в СССР, хотя его и пытались отговорить от этого шага. Он много и плодотворно работал, в т.ч. во время Великой Отечественной войны. Его Пятая симфония считается одним из величайших советских музыкальных произведений, тематически связанных с Великой войной.

Он автор музыки к таким фильмам, как «Александр Невский» и «Иван Грозный», некоторых других. По мне, так музыкальное оформление «Александра Невского» вообще бесподобно великолепно. Я смотрел картину в глубоком детстве, и с тех пор преклоняюсь перед этой музыкой!

Как и многие другие деятели культуры, Прокофьев после войны подвергся критике. В числе ругателей выступил и Тихон Хренников. Удивительно, но за Прокофьева и нескольких других попавших «под раздачу» композиторов вступился сам Сталин, лично отменив вынесенное против них секретное постановление.

В общем, великий композитор. Считается, что его музыку, аранжированную, понятно, вовсю используют на Западе для оформления фильмов про Россию.

Хотя и позволю себе высказать и сомнение. По мне, так опера «Повесть о настоящем человеке» – это какая-то высокопарная пародия на истинное творчество. Хотя, конечно, неудачи – неотъемлемая составляющая творчества любого творца.

.

Имя Прокофьева осталось в топонимике Парижа: http://starodymov.ru/?p=29259

Сергей Дягилев: http://starodymov.ru/?p=30383

Об Анатолии Луначарском у меня отдельной публикации нет, хотя он в разных информациях встречается регулярно; Например: http://starodymov.ru/?p=37039

Фильм «Александр Невский»: http://starodymov.ru/?p=24071