Апрель-1941:

Народный комиссариат государственной безопасности СССР в действии

В первых числах апреля 1941 года подразделение внешней разведки НКГБ подготовило обобщённую справку по агентурным сообщениям о сроках нападения Германии на СССР.

Каждый волен расценивать документ по-своему, но на мой взгляд, он наглядно свидетельствует, что в аппарате советских спецслужб того времени служило немало добросовестных людей, которые честно делали своё дело и пытались достучаться своей информацией до сознания тех государственных руководителей, которые в надвигавшуюся войну не верили. Или подобострастно делали вид, что не верят, и старательно убеждали в том других.

Да, реальные события после 22 июня пошли не совсем по тому сценарию, который предложили авторы документа, однако в Справке содержалось главное: уверенность в том, что война неизбежна, что гитлеровское руководство решение о нападении на СССР приняло бесповоротно, что открытой остаётся только дата начала вторжения. В Справке вполне определённо указано, что некоторые коррективы в отсрочку данного решения внесли события в Югославии. К слову, в документе содержалась информация и о том, что нападение на эту балканскую страну произойдёт буквально на днях (документ подготовлен до вторжения вермахта).

О том же сообщали советские агенты «Старшина». «Корсиканец», «Юна», «Лицеист» и другие. (Следует отметить, что «Лицеист» на самом деле оказался агентом германским, и советской разведке поставлял дезинформацию – ну да не о том сейчас речь).

Вообще информация о скором нападении Германии на СССР в НКГБ поступала буквально потоком из самых разных источников. Об этом вроде как югославский посол в Москве лично сообщил Сталину (советский вождь на это ответил: «Мы готовы, если им угодно – пусть придут», – это свидетельство из телеграммы турецкого посла Хайдара Актая в Стамбул). Югославский царевич Павел сообщил о том же английскому королю Георгу VI, ссылаясь на то, что ему о том сказал сам Гитлер. О том же информировали источники в Швейцарии и Италии.

Своеобразным дополнением к Справке могут служить сводки, поступавшие из западных пограничных округов. В них содержались доклады о том, что на сопредельных территориях в непосредственной близости от границы строят новые и ремонтируют имевшиеся аэродромы и посадочные площадки для самолётов. Предприятия, расположенные на территории Польши («Генерал-губернаторства» – по новой на тот день терминологии), срочно перепрофилировались на выпуск военной продукции. Из множества источников поступала информация о сосредоточении германских и союзных им войск вблизи советских границ. Параллельно шёл и другой процесс: из германских городов, расположенных вблизи советской границы, власти приступили к эвакуации мирного населения. К тому же германские промышленники начали менять схемы поставок грузов, поступавших из-за рубежа, таким образом, чтобы они не проходили по территории Советского Союза.

Таких документов датировано апрелем – превеликое множество!

Становились известными факты подготовки в западных областях Украины и Белоруссии, а также в Прибалтике националистического подполья к встрече гитлеровцев, когда они вторгнутся в СССР.

Некоторые из этих донесений откровенно попахивают духом 37-го года – продолжалось, хотя уже не со столь широким размахом, «соревнование» по выявлению «врагов народа».

Однако имелись и другие, вполне реальные факты. Так, в сообщении НКГБ от 8 апреля шла речь о разоблачении в Латвии крупной антисоветской организации «Тевияс саргс» («Страж отечества»). Возглавлял организацию германский резидент Ганс Шинке. В результате масштабной операции было арестовано 73 человека, изъяты оружие и боеприпасы, антисоветская литература, разведывательные принадлежности… Участники националистического подполья также свидетельствовали, что германский разведчик заверял их, что скоро ситуация изменится и Германия освободит Латвию от «Советов». Активизировалось подстрекаемое из-за рубежа подполье в других приграничных местностях.

…О чём думал, на что рассчитывал Сталин, запрещая докладывать ему столь тревожную информацию?.. Кто ж его знает – мы можем только предполагать.

А вот то, что такая информация поступала, обобщалась, и облекалась в строгую форму документов, это факт.

.

Предыдущая публикация о разведке той поры: http://starodymov.ru/?p=36855

О советских агентах в рейхе: http://starodymov.ru/?p=35778