НА КАЖДОГО ЮНОГО СТРОИТЕЛЯ

НЕПРЕМЕННО НАЙДЁТСЯ ВАНДАЛЁНОК

У нас во дворе поставили новую горочку – с деревянным спуском, который залили водой. Правда, угол, под которым этот самый спуск упирается в землю, в общем-то, следовало бы сделать более покатым. Однако детвора быстро оценила новинку – катаются многие, хотя на «пятой точке» при переходе со спуска на горизонтальную поверхность потряхивает, судя по всему, ощутимо.

Но об этом – быть может, позже. А пока я о другом.

Горочка деревянная, опирается на каркас из прочного бруса. Соответственно, эти опоры при определённой детской фантазии могут превратиться… Да вот что угодно, по большому счёту!..

В глазах Захара они стали внутренним интерьером домика.

Но воображение – воображением, а домик нуждается в стенах. И началось строительство. Благо, рабочие, возводя сооружение, наломали слежавшегося в почти-лёд комья снега, которые остались тут же…

В общем, начал Захар из этих блоков выстраивать стены – по опорным балкам-лежням. И что вы думаете?.. У внука появились помощники, которые принялись складывать леденелые блоки, выбрав участки, до которых не добрался Захар. Правда, им, помощникам, занятие скоро надоело – они отпали. А Захар строил до последнего найденного дедом блока – и расстроился, когда они кончились. Я сколько мог выламывать ему куски, да только без лома или стальной лопаты – пластмассовым совочком что наковыряешь?..

Потом мы ещё с ним поиграли…

И вдруг увидели, как пришли двое мальчишек и начали самозабвенно разламывать-разбрасывать построенное. Неподалёку стоили их мамаши, о чём-то беседовали…

Захар смотрел на этот вандализм…

- Дедуля, а почему они ломают? – изумлённо спросил он.

Не знаю, как следует в таких случаях поступать с точки зрения педагогики. А вы знаете?..

По большому счёту, кое-как сляпанная стена из ломанных комьев полуснега-полульда – это конструкция никак не относится к объектам культурного достояния. Ребёнок построил – другой вполне может поломать. Но ведь свой-то внук дороже, его-то жалко!..

Я ответил внуку, что есть на свете люди созидатели, а есть разрушители. Что всегда найдётся вандал, который готов порушить что угодно – лишь бы уничтожать… Что при нынешнем воспитании таких варваров становится всё больше.

Не скрою: я говорил это не понижая голоса – авось вандалята и их мамаши услышат и поймут. Услышали, но не поняли.

…Мы пошли домой – пришла пора обедать.

Насколько я знаю, в сложных случаях рекомендуется переключать внимание ребёнка.

И потому я завёл разговор о том, что придёт пора – и всё растает: и снег, и лёд, и построенные нами стены… И разговор пошёл о круговороте воды в природе.

…Конечно, я понимаю, что увиденное не могло не запечатлеться в душе внука. Я счёл, что устраивать свару в его присутствии – неправильно; тем более одному деду против двух молодых женщин. Но как следовало поступить?..

Вот и я не знаю.

***

Захар: http://starodymov.ru/?p=35208

Вандалы и вандалята: http://starodymov.ru/?p=31579