8 октября 1800 года – умер Салават Юлаев,

национальный герой башкирского народа

Спроси у современного молодого человека, кто такой Салават Юлаев, кроме названия хоккейного клуба он и не вспомнит ничего. Отсюда у меня возникает некоторое сомнение.

Уж не возьмусь однозначно оценить, насколько это правильно – назвать именем скончавшегося в неволе повстанца спортивную команду. Это и с погибшим два тысячелетия назад Спартаком, не имевшим к нашей стране никакого отношения, сомнительно, а уж что говорить о руководителе армии национального региона, боровшегося с центральной властью?..

Наберите в интернет-поисковике «Салават Юлаев», и на весь экран выплывет именно информация о команде, а не о человеке, именем которого она названа. Правильно ли это?.. Не уверен. Конечно, благодаря этому обстоятельству любой современный недоросль хотя бы знает, что такой человек жил на белом свете… И всё же как-то сомневаюсь я, однако…

Боже меня сохрани от того, что кто-то подумает, будто я замахиваюсь на право региона на национальных героев, равно как и присвоение их имён кому и чему они сочтут нужным. Просто мне показалось, что в данном конкретном случае это как-то неуместно. Вот представил себе, что к умирающему Салавату в каземат, в котором он провёл четверть века, приходит «утешитель» из будущего и говорит: Зато твоим именем через двести лет хоккейную команду назовут!.. И я не уверен, что эта новость порадовала бы бунтаря – поэта и богатыря.

Впрочем, разве я о том речь веду? Вернёмся собственно к человеку, покинувшему наш мир 220 лет назад.

Салават Юлаев вошёл в историю как сподвижник Емельяна Пугачёва. При этом зарекомендовал себя одним из самых талантливых военачальников народного войска, за что удостоен от предводителя восстания воинского звания «бригадир» – его можно считать промежуточным межу полковником и генерал-майором, и относилось к 5-му классу Табели о рангах, рядом с «раскрученным» «статским советником». На мой взгляд, если говорить объективно, Салават был достоин и более высокого чина.

По показаниям современников, он прекрасно знал, что никакой вождь не «счастливо спасшийся государь Пётр III», что он выходец из народа…  Однако ж вот пошёл за самозванцем…

Отсюда и вопрос: почему же Юлай и его сын Салават не только примкнули к повстанцам, но и привели к ним трёхтысячный отряд своих земляков?.. Всё банально: царские чиновники и промышленники отобрали у клана изрядный кусок земли, пожалованный за верное служение империи и участие в борьбе с калмыцкими «разбойниками», а также в подавлении выступления польских конфедератов в 1772 году под командованием Александра Суворова. Юлай попытался через суд восстановить справедливость, однако тот права башкир отстаивать не стал…

Сколько мы знаем случаев в истории, когда масштабные народные восстания вспыхивали по причине, что власти несправедливо (или всего лишь необдуманно) поступали по отношению к вождям или просто авторитетным в народе людям!.. Понятно, что на пустом месте революцию не затеешь, что в обществе должен накопиться пассионарный заряд; однако и роль личности в народной борьбе за лучшую долю отрицать нельзя.

Оговорюсь для начала. У башкир на описываемый период ещё не сложилась система фамилий в европейском понимании этого слова. Не будем сейчас рассуждать, хорошо это плохо, и в какой степени закрепление родовых фамилий взамен именования по отцу пошло на пользу нации, однако это случилось.

К чему эта оговорка?.. Дело в том, что это мы сейчас так говорим: Салават Юлаев. В те времена Салават был просто сыном Юлая… А относились они к древнему роду, представители которого всегда пользовались особым уважением у соплеменников. Соответственно, именно Юлай водил башкирский отряд в походы; и от него, от отца Салават получил знания по военному делу, обучился грамоте…

Очень скоро Салават стал одним из самых грамотных и подготовленных в военном деле военачальников в войске Пугачёва. А ему к тому времени исполнилось лишь 19 лет. Кроме того, Салават прославился как поэт-сказитель, некоторые произведения которого дошли до наших дней.

Так вот, предки Салавата, раз принеся присягу Российской короне, служили ей верой и правдой. Однако цепочки причинно-следственных связей выстраиваются настолько замысловато, что последствия самых благих начинаний нередко приводят к самым непредсказуемым последствиям.

Как вот в нашем случае. В середине XVIII столетия в Оренбургском крае – а земли башкир относились к этому региону – началось строительство промышленных предприятий, для чего урезались земли, которые испокон веков принадлежали местным жителям…

Все мы хотим развития промышленного производства, материальные блага которого улучшало бы нашу жизнь. Но только при этом желательно, чтобы предприятия располагались где-то в другом районе.

Кто знает, как бы развивались события в регионе, если бы в 1773 году в южных губерниях России не разгорелась гражданская война, которую развязал Емельян Пугачёв. Трёхтысячная группировка башкир, недовольных политикой властей, во главе с Юлаем Азналиным и его сыном Салаватом, у клана которых отрезали кусок пожалованной земли, 11 ноября прибыла к Пугачёву и принесла ему присягу о верности.

…Пересказывать ход войны, которую я помню со школьной поры как Крестьянскую, не стану – эти события широко освещены. Скажу только, что военные знания и общая грамотность Салавата вывела его в число наиболее успешных повстанческих военачальников. Историографы подсчитали, что всего юный батыр участвовал в 28 боестолкновениях с царским войском, одиннадцать из которых он провёл самостоятельно. В абсолютном большинстве одержал победы… И стал едва ли не единственным из пугачёвских военачальников, который ни разу не допустил полного разгрома своей группировки.

Впрочем, последний из приведённых выше пунктов можно трактовать и иначе. В случае столкновения с более сильным отрядом царских войск, батыры Салавата не бились насмерть, а легко растекались по степи – формально терпели поражение, однако вскоре вновь собираясь где-то в оговорённом месте, или же пережидая опасность где-то в тихом местечке.

Однако же в конце концов восстание оказалось разгромленным. После того, как царский генерал Иван Михельсон в сентябре 1774 года захватил в плен Пугачёва, оно рассыпалось на множество мелких очажков, и стало затухать. Салават – один из немногих – продолжил борьбу.

Конечно, вслед за нашим Буревестником, безумству храбрых поём мы песню… Однако ж очевидность грядущего поражения уже ни у кого не вызывала сомнения.

Против башкирских повстанцев действовал отряд генерала Фёдора фон Фреймана, которого поддерживал отряд мишар – это татарская народность. В какой-то момент при Салавате осталась только небольшая группа самых верных сподвижников; 25 ноября 1774 года состоялась их последняя стычка с царскими войсками, в результате которой они оказались в плену.

После проведённого следствия Салавату Юлаеву вынесли приговор: бессрочная каторга. Отбывать наказание ему предписывалось в крепости Рогервик, расположенной на берегу Финского залива в полусотне километров от Таллина. Сюда уник прибыл в ноябре 1775 года.

И проживал до 8 октября 1800 года, когда душа его отлетела в мир иной.

***

Дополнения:

Об «утешителях»: http://starodymov.ru/?p=34808

О восстании Емельяна Пугачёва я писал не раз; и вот одна из публикаций: http://starodymov.ru/?p=16584

О роли личности в народном восстании: http://starodymov.ru/?p=33941

Из истории Оренбуржья: http://starodymov.ru/?p=34197

Об издержках промышленного производства: http://starodymov.ru/?p=33121