Круиз-2020

Ретро-поезд

Вот кто бы объяснил, в чём заключается совершенно с точки зрения здравого смысла непонятное обаяние паровоза?

Ведь сколько ни возьми видов транспорта, а он всем проигрывает: и экологически загрязняющий копотью всё вокруг, и кпд у него смехотворный, и у машинистов работа такая, что белый воротничок противопоказан… И шипит он, и пыхтит, и шатунами всякими пугает…

А только нет более обаятельного вида транспорта!.. Рядом с тепловозом или его младшим братом на электрической тяге сфотографироваться особо много желающих и не наблюдается, а вот у паровоза, особенно пыхтящего, да с машинистом в окошке будки, народ, как правило, теснится.

Между прочим, два дня назад, 15 сентября, исполнилось 190 лет, как в Англии открыли первую железнодорожную линию на паровозной тяге.  В России это случилось двумя десятилетиями позже.

…Одно из воспоминаний счастливого детства. Слово «счастливого» я вставил исключительно чтобы подчеркнуть: дело происходило у бабушки с дедушкой, в Руденске, что под Минском – именно там я ощущал то, что сегодня, с высоты моих седин, объединяется в это понятие: «счастливое детство».

Так вот, один из блоков воспоминаний связан именно с паровозами.

Прежде всего, в те далёкие времена пригородный поезд на паровозной тяге ходил до Руденска, и я помню тот паровозик: маленький, относительно магистральных локомотивов, как будто игрушечный… А мимо на полном ходу пролетал пассажирский состав дальнего следования – его тянул красавец паровоз, могучий, с заглаженными обтекателями, со слегка скошенным назад носом, с укрывавшим низкую трубу кожухом… И я представлял себе, как на этого красавца смотрит неказистый угловатый пригородный паровозик, которому тоже, нет сомнения, хотелось бы пролетать мимо вот же – по основному пути под повсеместно открытый ему семафор… И высокомерие заносчивого локомотива при виде понурого малыша, приткнувшегося в тупичке запасной поржавелой ветки, я тоже представлял…

Эк меня детство утянуло!..

А всё почему?.. Дело в том, что довелось нам во время описываемого круиза прогуляться на ретро-поезде на паровозной тяге… Он прокатил нас от городка Сортавала до карьера Рускеала…

История местной железной дороги начинает отсчёт с далёкого уже 1872 года, когда сейм Великого княжества Финляндского поднял вопрос о необходимости строительства Карельской железной дороги. Однако реально работы начались только в 1890 году. Чтобы не путаться в финских названиях, только отмечу, что от Выборга до Сердоболя (Сортавалы) линия дотянулась в 1893 году. И дальше её повели на север…

Вот по этой, северной, ведущей в сторону границы, ветке и ходит сегодня ретро-поезд.

…Вообще стилизация под старину – дело всегда выигрышное, особенно когда по уму.

Когда в Сортавала нас привезли на вокзал, поезд уже стоял у перрона, паровоз попыхивал паром.

Но мы к тому времени уже довольно долго находились на экскурсии, и потому тут же в вокзальный туалет выстроилась внушительная очередь – он там единственный, на одного посетителя. Как выяснилось – напрасно. Ретро-вагоны оказались оборудованы вполне современными отхожими местами.

У вагонов нас встречали девушки-проводницы в форме а-ля конец XIX столетия, в длинных форменных пальто и кругленьких шляпках-котелках, хотя и в современных медицинских масках…

Внутри всё – под антураж периода упадка империи. Тяжёлые шторки в стиле «кошкин дом», лампы под зелёным абажуром, бесплатная газета «Рускеальскiй экспрессъ», бумажная скатёрка с картой железной дороги всё той же давно ушедшей поры… Чай в тяжёлых мельхиоровых подстаканниках соответствующей эпохи (входит в стоимость – чай, имею в виду, не подстаканники)…

А теперь – информация для тех, кому ещё предстоит совершить это красивое путешествие.

Первое. Как я уже сказал, сантехника в ретро-поезде вполне современная.

Второе. Посадочные места для туристов распределяются заранее, их просто механически по порядку раскладывает машина. Соответственно, она не смотрит, не анализирует семейные (или какие иные) связи пассажиров. У туристов на руках билетов нет, проводник смотрит по списку, и указывает, кому куда проходить. И супруги, или родители с детьми, вполне могут оказаться не только в разных купе, но и в разных вагонах.

Понимающие люди и относятся к ситуации с пониманием, а скандальные по этому поводу тут же начинают гнать волну… Там езды-то минут сорок, но есть ведь люди, которым и повода-то особого для свары не требуется – сами найдут; а не найдут, так выдумают!..

И третье. В купе места только сидячие – по три на каждой нижней полке. Поговорить – запросто, а вот в окошко посмотреть, полюбоваться природой, могут только те, кому выпали удачные места. Да и то, если соседи не станут отвлекать – от зависти ли, или просто поболтать.

Потому опытные путешественники, едва отметившись у проводницы, тут же отправляются в вагон-ресторан. И там, в просторе и комфорте наслаждаются поездкой – под винцо, пивко, или просто сока. Да при наличии пианино, граммофона, декоративных деревьев в кадках  и «плазмы» на стене… Если нам доведётся ещё здесь путешествовать, поступим так же!..

А полюбоваться в окно – есть чем. Карельская природа – это ж чудо!.. Тут тебе и лес, и речки-озерца, и скалы, едва не царапающие стенки вагона…

Право, сорок минут такого путешествия – очень мало. Хотя, бесспорно, значительно больше, чем вообще без него.

…Когда наш поезд съезжал с трассы на ветку к Рускеала, он остановился на крутом повороте. Немного протянув, остановился ещё раз. И дальше двинулся медленно-медленно… Я не знаю, в чём там дело, но мне подумалось, что эта остановка предусмотрена специально, чтобы пассажиры могли из окон оценить, как выглядит поезд на ветке, идущей сквозь карельскую природу.

***

Дополнения:

Из истории железной дороги России: http://starodymov.ru/?p=25770

О Музее железнодорожного транспорта: http://starodymov.ru/?p=31018

Паровоз из детства: http://starodymov.ru/?p=1985

Городок Сортавала: http://starodymov.ru/?p=35034

Карьер Рускеала: http://starodymov.ru/?p=27835

О «масочном режиме»: http://starodymov.ru/?p=33575

О скандальных людях: http://starodymov.ru/?p=28041

О карельской природе: http://starodymov.ru/?p=25428