120 лет со дня рождения Григория Штерна

Короткой у Григория Михайловича получилась жизнь – короткой, яркой и в то же время как будто затонированной историографами. На протяжение длительного времени это имя вообще редко встречалось – в учебниках и воспоминаниях полководцев его называли, однако только изредка, когда замолчать попросту невозможно, да и то вскользь, вроде как мимоходом…

Не знаю как кто, а я к людям, к которым именно так относится официальная историография, всегда относился с сочувствием. Мы сколько угодно знаем случаев, когда заслуженного человека вычёркивают из жизни – но трижды неправильно, когда его пытаются вычеркнуть из истории.

…Григорий Штерн родился 24 июля (6 августа) 1900 года. В 19 лет вступил в Красную армию. И к 1941 году сделал, в общем-то, весьма успешную карьеру. Достаточно сказать, что с 1929 по 1936 год Григорий Михайлович состоял для особо важных поручений при Наркомате по военным и морским делам. А в Испании являлся главным военным советником республиканского правительства – не шутка!

Считается, что именно Штерн разработал план разгрома японцев на Халхин-Голе, а Георгий Жуков лишь претворил этот план в реальность (впрочем, не буду настаивать именно на такой трактовке событий – тут уже начинается поле борьбы сторонников и хулителей воинского дарования будущего «Маршала Победы»)… В «незнаменитую» советско-финляндскую войну Штерн командовал армией; затем назначен командующим Дальневосточным фронтом.

А потом и случилась та странная история, которая и по сей день вызывает множество вопросов.

…В январе 1941 года Григория Михайловича вдруг невесть по каким соображениям назначили начальником Управления ПВО страны. А впоследствии именно его сделали крайним в загадочной истории пролёта гитлеровского самолёта, который приземлился на московском аэродроме 15 мая 1941 года.

В начале июня – буквально накануне войны – Штерна арестовали… Началось следствие.

Казалось бы, столь опытного военачальника с началом войны должны бы выпустить и направить на фронт «искупать грехи»!..

Тем более, что ряд военачальников подпал под реабилитацию…

В каком-то фильме есть эпизод, когда Сталин приказывает кому-то из числа высших руководителей Красной армии: составьте, мол, список, кого следует освободить… Наверное, такой (или примерно такой) эпизод имел место в реале. Вскоре список лёг на стол Верховному, и немалая группа военачальников отправилась на фронт – им восстановили звания и награды…

Штерна в тот список не включили. Почему?.. Неизвестно. Неужто по той же причине личного конфликта, который я пообещал не ворошить?..

Как бы то ни было, 28 октября Григория Михайловича расстреляли без суда по личному приказу Берии; и никто из красных генералов и маршалов за него слово не замолвил. Не знаю, нелогично это как-то – хотя и понимаю, что данное выражение звучит кощунственно.

…Конечно же, аналогия с Рустом напрашивается – повод для снятия с должностей неугодных военачальников один и тот же. Но Горбачёв хоть не расстрелял – и на том спасибо!