22 марта 1840 года – рождение традиции

имена отличившихся воинов навечно заносить в списки части.

Эта традиция хорошо знакома как военным, так и всем, кто хоть изредка смотрит фильмы про армию.

На вечерней поверке, и уж подавно на торжественном построении перед строем зачитывается воинское звание, фамилия, имя и отчество военнослужащего. И назначенный военнослужащий (в мою бытность считалось, что отличник боевой и политической подготовки) отвечает:

- Имярек пал смертью храбрых… – и далее следует уточнение, где, когда и при каких обстоятельствах.

Откуда пошла эта традиция?..

О том, как к России присоединялась территория Северного Кавказа и Восточного Причерноморья, я частично уже рассказывал (см.: http://starodymov.ru/?p=30596 ). Что там говорить: это была настоящая война, причём, война очень непростая. Какие-то народы региона принимали российское подданство добровольно и охотно, а какие-то боролись с экспансией до последнего.

Соответственно, как на любой войне, и жестокостей, и подвигов совершалось немало с обеих сторон…

Военное столкновение, случившееся 22 марта 1840 года близ Геленджика, можно считать рядовым событием той войны. Мало ли подобных происходило в огромном регионе – от Каспийского моря до Чёрного. Вернее, можно было бы считать рядовым… Да и вообще, насколько допустимо использовать понятие «рядовое событие» по отношению к войне и боевым столкновениям…

В этот день отряд черкесов числом одиннадцать тысяч человек взяли штурмом Михайловское укрепление, которое защищал отряд из четырёхсот русских солдат. Когда черкесы ворвались в укрепление и стала очевидной его обречённость, рядовой Тенгинского пехотного полка Архип Осипов взорвал пороховой погреб. Взрыв огромной силы разрушил укрепление и нанёс сильный урон нападавшим. Погиб, конечно, и сам герой.

Его-то имя и стало первым, которое занесли навечно в список части. А село поныне носит название Архипо-Осиповка…

По этому поводу военный министр России генерал-адъютант Александр Чернышёв в приказе писал:

«Обрекая себя на столь славную смерть, он просил только товарищей помнить его дело, если кто-либо из них останется в живых. Это желание Осипова исполнилось. Несколько человек храбрых его товарищей, уцелевших среди общего разрушения и погибели, сохранили его завет и верно его передали. Государь Император почтил заслуги доблестных защитников Михайловского укрепления… Для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова… Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках I гренадерской роты Тенгинского полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».