260 лет со дня смерти Иоганна Шрейбера

Он зарекомендовал себя поистине выдающимся российским врачом середины XVIII века. Вместе с тем, как нередко случается с людьми незаурядными, человеком он оказался далеко не самым приятным в общении. По отзывам современников, Шрейбер обладал характером неуживчивым, держался высокомерно, нередко без особых на то причин раздражался.

И в то же время отличался образованностью, широкой эрудицией, особенно в вопросах медицины. Будучи военным врачом, принимал участие в ряде военных кампаний в различных должностях, начиная с дивизионного врача до генерального штаб-лекаря армии.

И всё же главная заслуга Иоганна состоит не в оказании помощи раненым и больным в полевых условиях – в области военной хирургии в ту пору в России имелись специалисты и помимо него.

Вклад Шрейбера в отечественную медицину – шире. Он добился отмены телесных наказаний для студентов-медиков, ибо, по его словам, «основательных и искусных лекарей» «холопскими» методами не воспитаешь. Он возглавил борьбу со страшной эпидемией чумы на Украине 1738–1739 годов. И третье: в период работы в России он написал фундаментальный труд «О распознании и лечении важнейших болезней», который стал настольной книгой по диагностике для многих поколений студентов-медиков не только России, но и ряда других стран.

Скончался Иоганн Шрейбер 28 января 1760 года. И добрая ему память от благодарной России!

***

Это официальная справка (см.: http://starodymov.ru/?p=31994 ). Однако хочется её разбавить парочкой не всегда серьёзных реплик.

В данный момент не собираюсь разбирать, насколько правильной это была практика, однако в царствование Анны Иоанновны (см.: http://starodymov.ru/?p=32233 ) государева служба в России для иностранцев стала поистине Клондайком – даже на фоне эпохи Петра!..

К описываемому периоду Шрейбер уже состоялся как истинный учёный – он защитил диссертацию и имел звание доктора медицины. У него имелось несколько выгодных предложений служить в каком-нибудь германском государстве (напомню, что все они формально объединялись в Великую Римскую империю немецкого народа), однако он соблазнился предложением, поступившим из России, где ему сразу положили оклад в 600 рублей в год за должность войскового лекаря – весьма немалая сумма.

К слову, поначалу он оказался в подчинении генерал-фельдмаршала Петра Ласси (см.: http://starodymov.ru/?p=22383 ) – полководца небесталанного, однако абсолютно не заботившемся о русском солдате. Так что работёнки у лекаря хватало!

Следующий пункт.

Покровительствовал ему архиатор Иоганн фон Фишер – это к словам о том, что среди подвизавшихся в российской медицине иностранцев имелось немало поистине заслуженных людей.

Эпидемия чумы, вспыхнувшая в 1738 году на Украине (см.: http://starodymov.ru/?p=26933 ) и впоследствии перекинувшаяся на коренную Россию – это история, истинно преисполненная благородством врачей… Человек, принимавший активное участие в борьбе с этой бедой, уже хотя бы за один этот подвиг достоин искреннего уважения!

Поехали дальше.

Знаете, друзья мои, я – против телесных наказаний. Даже внутрисемейных. Я понимаю, что человек может где-то не сдержаться, и шлёпнуть сына-сорванца – по-человечески понимаю; однако же не одобряю. Но телесные наказания, которым подвергают согласно артикулу – я категорически против. (Вспомним рассказ Льва Толстого «После бала» – как раз на эту тему).

И выходит, что я вроде как целиком и полностью на стороне сварливого брюзги Шрейбера… Однако когда видишь современных медиков, которые имеют вроде как высшее образование, и пестовались в рафинированных условиях, в которых самое нежное прикосновение к его(её) ягодицам может расцениваться на уровне уголовной ответственности (см.: http://starodymov.ru/?p=26643 )… Ох, как же иной раз хочется засунуть куда-то подальше это своё неприятие насилия, и – розог ему, медикусу-полуучке, розог, да так, чтобы седалищные мышцы возопили голове: учись, серость, учись!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=31908 )