19 января – Турицы

Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.

Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.

В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.

Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.

Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.

Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.

Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.

С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.

***

Предложенный текст я в очередной раз взял на сайте calend.ru. Предыдущая публикация о славянском празднике, заимствованная на данной площадке: http://starodymov.ru/?p=32121

Добавлю к сказанному, что, будучи ещё мальчишкой, не раз ходил в подпаски. (см.: http://starodymov.ru/?p=1985 )

Пастух в Руденске был человеком нелюдимым, держал нас, мальчишек, на расстоянии… Тогда я об этом не задумывался, а много позже, вспоминая детство, начал… Вот ведь как: каждый день этот человек сопровождал стадо в поле и обратно… Изо дня в день, по единожды заведённому, и никогда не изменяемому порядку – с весны, когда на осушённом болоте начинала появляться травка, до поздней осени. Вся забота его состояла в том, чтобы коровы не забрели куда-то, куда не положено – на совхозное ли поле, на частный ли огород… Но такое случалось исключительно редко – коровы сами знали и маршрут движения, и график пастьбы и отдыха, и места днёвок, и места дневного доения, и время возвращения к родное стойло…

И вот целый сезон пастух ходил за вверенным ему стадом, редко-редко вмешиваясь в этот некогда заведённый процесс.

О чём он думал всё это время?.. Иной раз за целый день он мне, своему дежурному помощнику, и скажет-то всего пару-тройку слов.

Такое ощущение, что он и не различал-то нас!..

А ведь в голове у него тоже был свой мир!.. И кто или что творилось в этом мире?.. Не знаю…

К слову!.. Понятно, что пастуху ежемесячно платили. Сколько – не знаю, но все, у кого имелись коровы, скидывались. А ещё все по очереди обеспечивали пастуха харчем на день. Раз-два за лето каждое хозяйство выделяло ему подпаска и узелок с пропитанием.