Режиссёр Сергей ТАРАСОВ

Впечатления о его книге

«ОСКОЛКИ. Краткие заметки о жизни и кино»

1.

Давненько такого не случалось: чтобы мне понравилась книга, чтобы я её дважды перечитал, а вот сесть за отклик, чтобы поделиться впечатлениями, не мог довольно долгое время. Уже приступал как-то, но что-то не пошло, и пришлось отложить на потом…

И это «потом» здорово подзатянулось.

В чём дело?.. В том-то оно как раз и состоит, что я и сам не могу чётко сформулировать причину даже для себя…

Речь идёт о автобиографической книге Сергея Тарасова «Осколки. Краткие заметки о жизни и кино».

Прежде всего: а кто такой Сергей Тарасов?

В своих записках я нередко обращаюсь к феномену фамилий, которые как-то теряются, не запоминаются, не ассоциируются… (см.: http://starodymov.ru/?p=29823 ) Фонетика тут сказывается, или какая другая причина, не возьмусь судить, но только утверждаю, что парадокс незапоминания некоторых фамилий существует…

И как тут поступить?.. Человек должен гордиться своей фамилией, в этом лично для меня нет сомнения: фамилия дана ему от рода его, перешла, подобно эстафетной палочке, от предков, с тем, чтобы отправиться дальше, в будущее, к потомкам… (По этому же поводу: http://starodymov.ru/?p=28685 ) Псевдоним – дело хорошее, однако ж при этом в какой-то степени сродни отказу от своей родовы…

Вот и думай!.. Что важнее для творческого человека: его личная узнаваемость или же верность родовому имени… Я с глубочайшим уважением отношусь к людям, которые не стали подменять собственные имена искусственно придуманными более звучными; но при этом регулярно констатирую, что такой гордый поступок иной раз идёт во вред популярности достойного её человека.

Вот Сергей Тарасов…

Когда мой добрый товарищ, военный писатель Павел Жирков передал мне книгу, о которой я хочу рассказать, да с дарственной надписью от автора, я даже не представлял, сколь ценен этот дар!

Ну, Тарасов, ну, Сергей… Никаких ассоциаций!

Но стоило лишь открыть первую страницу, и я удивлённо захлопал веками. Это вот эти фильмы – снимал этот автор?!. А у меня – приходится повториться – до этого момента не шевельнулся ни один флюид памяти!

Судите сами!

Сергей Тарасов является автором сценария знаменитого фильма «Вертикаль», и именно его идея привлечь к участию в картине Владимира Высоцкого обеспечила фильму эту самую феноменальную знаменитость.

Я ещё при случае перечислю все картины Сергея Сергеевича, и выскажу о некоторых из них своё мнение. А пока отмечу только те, которые произвели на меня самое сильное впечатление, которые прочно засели в памяти. Это «Стрелы Робин Гуда», это «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», это «Чёрная стрела», это «Перехват», это «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии»…

Казалось бы, что тут сложного: довольно просто перечислить картины, да прописать несколько панегириков хотя бы о некоторых… Вот и сложился дежурный отклик о книге.

Ан нет же… Сидит в душе заноза.

В чём она заключается?.. Сейчас пооткровенничаю.

…Успешность каждого творческого человека зависит от множества факторов – это аксиома. Перво-наперво, понятно, дарование, заложенное в него от природы. Изначально, потенциально талантливый человек может родиться где угодно: во дворце, в благоустроенной квартире, в хижине, в мазанке, в вигваме… Подчеркну: потенциальный талант присущ многим!.. А вот дополнительное обстоятельство – где родился – уже предполагает неравный старт в возможности реализовать заложенную предрасположенность к созданию шедевра.

Конечно, можно сказать, что истинный талант дорогу к успеху проложит. И примеров тому можно привести множество. Казалось бы, не поспоришь!..

Только демагогия это!

Потому что данное утверждение можно рассмотреть и под другим углом. Рассуждая о реализовавшемся таланте, мы вспоминаем тех людей, которые начали свой путь к вершинам творческого Олимпа в глубинке, как говорится, «от сохи», и сумели-таки одолеть его каменистые склоны. (Вот например, ещё рассуждения на ту же тему: http://starodymov.ru/?p=29342 )

Но мы ведь не знаем, сколько истинно талантливых писателей, художников, артистов, потенциальных создателей кино не смогли реализоваться именно по причине, что заглохли в глубинке!.. Причины для того могут быть самые разные: не встретил мудрого наставника, неуверенность в собственных силах, бытовые заморочки… Да мало ли!

Мы можем проследить судьбу реализовавшихся талантов! Мы не знаем о талантах нераскрывшихся, заглохших!.. Я бы назвал это явление аберрацией известности…

Вернее, наверное, даже чуточку не так. Каждый из нас, творческих людей, может привести примеры, когда человек, некогда подававший большие надежды, так и остался в категории тех, кто «некогда подавал надежды». Не по его какой-то вопиющей вине – просто так сложились обстоятельства. Или можно сказать иначе: для их самореализации не сложилась благоприятная ситуация. (И ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=1971 )

Отсюда и моя точка зрения: для реализации таланта человека необходимо, чтобы где-то сошлись необходимые звёзды…

…Не секрет ведь, что в творческом мире есть люди, которых, если смотреть со стороны, изначально, при раздаче жизненных авансов, судьба щедро одарила козырями, да ещё и джокер припасла для них в прикупе.

Сергей Тарасов, о котором идёт речь, как раз из числа таких. Он от природы объективно одарён творческими талантами – это бесспорно. При этом он с малолетства умел пробиваться по жизни, в том числе, случалось, и в прямом смысле слова, кулаками. Сергей Сергеевич – сам себя творец!

При этом, когда он в детстве или по молодости переходил запретную для сверстников черту, из неприятностей его вызволяли высокопоставленный отец и его друзья. Сергей жил и учился в Москве, в полной мере пользуясь благами-преференциями, которыми одаривает столица, которыми она соблазняет, которыми она обволакивает… Сколько подающих надежды людей не выдержало этих соблазнов, не реализовалось, а то и сломалось, потому что в какой-то момент им некому оказалось прийти на помощь, остановить, вытащить из неприятности, просто протянуть руку, поддержать оступившегося…

Я читал и перечитывал воспоминания Сергея Сергеевича, и невольно сравнивал его стартовые возможности со своими. Наверное, это нескромно… Но разве ж редко человек свою судьбу соотносит с судьбой более успешной?..

Тем более, что в данном случае основания для такого сравнения имеются. И в первую очередь одно, весьма важное, на мой взгляд, обстоятельство: мы оба с Сергеем Сергеевичем из семей военных. (см.: http://starodymov.ru/?p=30507 )

Я пытался представить: а какая последовала бы реакция в гарнизоне, в котором служил мой отец, если бы я, будучи недорослем, вляпался в какую-то из историй, приключившихся по молодости с Сергеем Сергеевичем, и сошедших ему с рук?.. В Москве его не раз вызволял отец, причём, судя по всему, без особых последствий для своей службы. В гарнизоне раскуроченная ходовая часть танка вряд ли сошла бы шалунам, а точнее, их отцам, просто так.

(Немного о гарнизонной жизни: http://starodymov.ru/?p=8088 )

Отец Сергея – офицер, затем генерал. Он, судя по всему, честно и добросовестно служил Родине. Его сын – хулиганистый, стиляжистый, аполитичный парень, который по молодости не раз оказывался в полушаге от «статьи»…

Думаете, что я его осуждаю?.. Ни в коем случае! Кто в молодости не творил глупостей, опасно балансировавших на грани запретного?.. У каждого – своя жизнь, каждый её проживает так, как сам считает нужным, как складываются обстоятельства, какие сюрпризы приготавливает его судьба.

Тем более, что этого рокового полушага Сергей не совершил. Судьба его уберегла, чтобы он смог снять свои замечательные картины.

Резюмируя первую часть своих записок о книге «Осколки» Сергея Тарасова, я хочу сказать следующее.

Сергей Сергеевич – несомненный талант; об этом свидетельствуют кинофильмы, которые я смотрел. Реализовать ему свои таланты помог тот факт, что он вырос в Москве. По молодости он не раз спотыкался, и вполне мог сломать свою судьбу; однако Высшие силы, в лице, в первую очередь, отца уберегли его.