МОРЕХОДЫ СУСАНИНЫ

Наверное, многие помнят эпизод из книги и кинофильма с одинаковым названием «Россия молодая», в котором рыбак-помор Иван Рябов подвел под огонь береговой артиллерии и посадил на мель вражеский корабль. Автор романа Юрий Герман, описывая этот подвиг, взял за основу подлинные события, случившиеся в июне 1701 года.

Еще в ходе русско-турецкой войны 1686–1699 годов Петр I  понял, что даже взятие крепости-порта Азов не дает России полноценного выхода в Мировой океан – Высокая Порта по-прежнему прочно держала проливы, как Керченский, так и Средиземноморские. Между тем такой выход для государства был необходим. Поэтому Петр обратил свой державный взор на Балтику, берега которой некогда принадлежали Новгородскому княжеству. Этот факт вполне можно было использовать для обоснования борьбы за кусочек берега Балтики. И буквально на следующий день после заключения мира с Турцией в августе 1699 года царь отправил послание Карлу XII, в котором объявлял Швеции войну «за многие их свейские неправды… и подданным учиненные обиды…» В поход выступило войско в 35.000 нарождающейся российской регулярной армии.

Как известно, начало войны для Петра было неудачным – преданный польским и датским королями, он потерпел поражение под Нарвой. Карл решил, что с молодым царем покончено и повернул на Польшу… Поскольку к Балтике пробиться не удалось, у России оставался единственный, северный, на длительный период закрытый льдами порт – Архангельск. Чтобы окончательно отрезать государство даже от Белого моря, шведский король направил вице-адмирала Шеблата с эскадрой из семи кораблей в устье Двины.

Сегодня невозможно утверждать наверное, каким образом двое рыбаков-поморов, Иван Рябов и Дмитрий Борисов, оказались в море, да еще в непосредственной близости от вражеской эскадры. Возможно, случайно. Но только это несколько не вяжется с их поведением в дальнейшем. Именно последующие действия рыбаков дали возможность предположить, что простые русские люди специально подставились шведским интервентам.

Как бы то ни было, Иван и Дмитрий попали в руки Шеблата. И согласились провести эскадру к Архангельску.

Свое обещание они выполнили, да только весьма своеобразно – совершив подвиг, на которые столь щедра русская земля. Дело в том, что шведская разведка прошляпила тот факт, что подступы к городу-порту теперь прикрывала спешно построенная по приказу Петра Ново-Двинская крепость. Рябов и Борисов повели шведскую эскадру так, что она попала под огонь русской береговой артиллерии. К тому же они сумели посадить на мель два головных корабля, которые были уничтожены. Остальные вынуждены были ретироваться.

Больше шведы ни разу не пытались вторгаться в Россию со стороны Северного Ледовитого океана. Подвиг двух простых рыбаков раз и навсегда отбил у них такое желание.

Спасибо истории, что сохранила для нас их имена!

Николай СТАРОДЫМОВ