КРУИЗ-2019

Город ВОЛХОВ и ВОЛХОВСКАЯ ГЭС

Подзатянулась маненько наша прогулка по Волхову (см.:  http://starodymov.ru/?p=30183 )…

Однако было бы несправедливо обойти вниманием ещё одну достопримечательность города: центральный музей города Волхова, в котором значительную часть площадей занимает рассказ о строительстве всемирно известной Волховской ГЭС.

***

О пионерстве и туалетной бумаге

Так сложилось, что Волхов можно считать городом-пионером в нескольких вопросах. Первый алюминиевый завод – о нём мы уже говорили – построен здесь. Один из первых целлюлозно-бумажных комбинатов в стране построен тут же, неподалёку, в посёлке Сясьстрой (Сясь – так называется речка, приток Волхова)… Ну а Волховская ГЭС – это и вовсе легенда отечественной энергетики, первая из первых электростанций советского периода.

О ГЭС и музее речь пойдёт ниже. А пока не могу удержаться от того, чтобы по меньшей мере единственный абзац уделить забавному курьёзу, связанному с Сясьстройским ЦБК.

Все мы помним острый дефицит туалетной бумаги в советскую пору. Так вот, оказывается, упомянутый комбинат начал выпуск этой деликатной продукции ещё в 60-е годы. Однако случилось нечто абсолютно непредвиденное: на эти рулончики никто не хотел тратиться – отечественный потребитель не мог понять, зачем они нужны, коль имеются газеты. И поначалу отечественный пипифакс распространяли едва ли не в принудительном порядке… Однако позднее, когда советский народ разобрался что к чему, да прочувствовал тем самым местом, насколько… В общем, у меня такие неделикатные фривольности напрашиваются по столь деликатному вопросу, что умолкаю, и предлагаю читателю самому доразвить оборванные мысли.

Короче говоря, дефицит начался лишь когда народ оценил новшество… Ибо откуда вообще образовывался дефицит в Стране Советов? Госплан скрупулёзно подсчитывал: сколько какой продукции требуется на усреднённую человеко-единицу. А тут вот почему-то просчитались, недооценили соотношение имеющихся площадей с предлагаемыми погонными метрами…

В общем, забавно… Думаю, сатирики напрасно не обратили внимание на данный историко-экономический факт – вот порезвились бы петросяны (см. от 13 октября: http://starodymov.ru/?p=19738 ), камедиклабники (см.: http://starodymov.ru/?p=15052 ) и их коллеги из других шоу-поп-передач (и слово «поп» в данном контексте обретает совсем уж каламбуристое значение)…

***

Итак, ГЭС

Не так много можно привести примеров, когда за возведение одного объекта брались четыре раза, да ещё с разносом по времени в десять лет, и чтобы всякий раз занимался этим один и тот же человек, пусть и каждый раз в новом качестве.

Однако начать хотелось бы не с объекта, а с человека.

В декабре текущего года исполнится полтора века со дня рождения выдающегося нашего соотечественника – Генриха Осиповича Графтио. Для начала немного расскажу о нём.

Сейчас принято клеймить, или, по меньшей мере, не понимать инженеров и вообще представителей интеллигенции, которые приняли Советскую власть – пошли, мол, в услужение хаму. Однако давайте попытаемся взглянуть на события 1917-1918 годов глазами упомянутого Генриха Осиповича.

В царское время он зарекомендовал себя довольно успешным инженером. Достаточно сказать, что именно благодаря ему в Петербурге появились первые трамвайные линии, он занимался в Северной столице электрификацией железной дороги, он построил ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок в Ессентуках (упоминаю этот объект по причине, что мне довелось на нём побывать: http://starodymov.ru/?p=628 ), много других объектов, связанных с энергообеспечением страны.

Инженер-электрик, Графтио хорошо понимал, насколько необходимо обеспечить Петербург, а затем Петроград дешёвой электроэнергией. Между тем, электричества, дешевле выработанного водным потоком, на тот момент не существовало!.. Оптимальным местом для строительства гидроэлектростанции близ столицы Российской империи представлялись Волховские пороги. Именно здесь под руководством Генриха Осиповича начались предварительные работы.

Однако что выгодно объективно экономике и народонаселению, далеко не всегда выгодно персонально кому-то из власть имущих. На описываемый период снабжением Петербурга электричеством занималась некая компания, владевшая тепловой электростанцией… Она-то и включила механизмы противодействия, приостановившие работы на ГЭС.

Потом Первая мировая война – не до ГЭС… Потом Февраль, посуливший, в частности, расцвет предпринимательства… Графтио обратился со своим проектом к Временному правительству: Петрограду нужно электричество – а вот вам готовый проект, как решить проблему. «Дерзай!», – с воодушевлением заверили «временные», и Графтио отправился в Волхов, где попытался возобновить работы по строительству ГЭС. Однако успел мало что: пока Керенский и его команда занимались словоблудием и самолюбованием (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ), их свергли…

***

…Плюс Советская власть

И вот уже новый руководитель государства, Владимир Ильич лично принимает талантливого инженера, приглашает его в мозговую команду по разработке Плана ГОЭЛРО… И в качестве первенца будущей всероссийской программы предлагает построить именно Волховскую электростанцию.

Корыстолюбивое противодействие царских чиновников, краснобайство Временного правительства, чёткое обозначение грандиозных замыслов Советского руководства… У кого поднимется рука бросить камень в инженера-практика, которому предложили поработать на благо родной страны?!. Не на идеологию, не на доход в карман кого бы то ни было – на благо Родины!

Даже когда работу на ГЭС вновь пришлось приостановить из-за бушевавшей Гражданской войны, Генрих Графтио твёрдо  верил: к Плану ГОЭЛРО он непременно вернётся…

На минувшей неделе по телеканалу «Вместе. РФ» показали цикл документальных фильмов о событиях первой половины XX столетия. В отличие от оголтелой антисоветчины программы Аркадия Мамонтова (см.: http://starodymov.ru/?p=28546 ), здесь авторы пытались объективно разобраться в ситуации. И в частности, один из экспертов охарактеризовал Ленина как человека, который умел ставить цели и добиваться их выполнения, невзирая на любые затраты – материальные или людские. (Ещё немного о нём: http://starodymov.ru/?p=27601 ) Он оценил трудовой потенциал Генриха Графтио – и привлёк его в свою команду. И даже выручил его, когда тот едва не угодил в жернова «красного террора» (см.: http://starodymov.ru/?p=27894 ). Равно как над этим же планом трудился Павел Флоренский (см.: http://starodymov.ru/?p=26078 )

И едва Гражданская война на европейской территории Советской России завершилась, инженер Графтио вновь отправляется в Волхов. За строительство ГЭС принимается уже в четвёртый раз – и уже в окончательный!

Это служебная машина Генриха Осиповича

О ходе строительства ГЭС, о том, в каких условиях жили строители, и вообще обо всём, относящемся к тем временам, о людях края, рассказывается в музее, о котором и идёт речь.

***

И в завершение

Поверьте, тут ещё много чего можно рассказать. Например, о священнике Алексее Колоколове – человеке, оставившем поистине грандиозный след в истории региона. О детском доме, который тут располагался до революции, и вообще о преобразованиях, которые прокатились по региону за минувший век…

Только всего ведь не расскажешь…

Но есть ещё один вопрос, обойти который было бы неправильно. Это город Волхов в годы Великой Отечественной. Опять же, предельно кратко.

Я уже неоднократно упоминал о том, что история доказала, насколько поверхностным и непродуманным оказался на практике недоброй памяти План «Барбаросса» (см.: http://starodymov.ru/?p=20351 ). В частности, он, исходя из базисной теории блицкрига, предписывал гитлеровским войскам по возможности беречь такие советские объекты, как плотины и гидроэлектростанции, чтобы самим не тратить силы и средства на их восстановление. И только уже к концу 1942 года в данный пункт стратегии войны были внесены изменения – командование люфтваффе начало разработку планов по уничтожению советских объектов энергетики. Да только поздно уж было… Электроэнергетика Советского Союза на протяжении войны работала без серьёзных срывов.

Когда в ходе стремительного наступления гитлеровские войска подступили к Волхову, оборудование с ГЭС было демонтировано и вывезено. Но когда линия фронта относительно стабилизировалась, электростанцию частично вновь пустили в эксплуатацию. Её защищали лётчики ПВО, и близ города имеется кладбище, на котором похоронены погибшие авиаторы.

Как я уже писал, именно отсюда протянули кабель, по которому энергия поступала в осаждённый Ленинград.

…Итак, руководил строительством ГЭС Генрих Графтио.

Однако ещё до окончания строительства его перебросили на возведение Нижнесвирской ГЭС. Там он применил принципиально новый, буквально революционно новаторский способ возведения плотины – об этом смелом эксперименте уже рассказывалось: http://starodymov.ru/?p=848 … И если данной, Волховской, присвоено имя Ленина, то Нижнесвирской – Генриха Графтио.

…Поверьте, мне ещё много чего хочется, и есть чего, рассказать по данной теме – о и городе, и о ГЭС, и Генрихе Графтио…

Однако ж теплоход ждать не будет! Пора отправляться дальше.

Помашем рукой бронзовому рыбаку на берегу, полюбуемся напоследок храмами и стенами монастырей… Да и поплывём вниз по Волхову, к Ладожскому озеру…