РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ – 3

(Круиз, июль-2014)

Во время пути постоянно щёлкаешь затвором фотоаппарата. Вот прекрасный вид, вот ещё лучше… И так же хочется сохранить эту красоту!.. А потом видишь, что на экране монитора эта прелесть исчезает, и многочисленные пейзажи сливаются в нечто прекрасное, но уже ушедшее в прошлое. Сотни и сотни снимков, а станешь ли их пересматривать?.. И что они скажут собственной памяти?..

***

Читаю «Цитадель» Сент-Экзюпери. Замечательная книга. Хочется говорить о ней, хочется обсуждать прочитанное, делиться мнением… А не с кем. Грустно!

***

Сценка во время завтрака. Приходит семья с маленьким мальчиком. Сосед по столу желает им доброго утра и приятного аппетита. Мальчик не отвечает. Папа говорит ему: мол, нужно поблагодарить и тоже пожелать утра и аппетита. Мальчик удивлён: «А зачем?».  Право, не знаю даже, что и сказать по этому поводу.

***

Экскурсовод рассказывал о том, как создавалось водохранилище. Деревни, которые оказались в зоне затопления, сжигали, жителей выгоняли и ничего не разрешали брать с собой.

Как-то не верится, право слово! Память оставалась, могилы предков – это да. Но чтобы запрещали забирать с собой имущество!.. Думаю, что тут экскурсовод страстей нагнетает про советскую действительность, как это модно нынче.

***

Опять же – из рассказов экскурсовода. Водохранилища, которые создавались и проектировались во времена Хрущёва, оказались плохо рассчитаны, не вышли на проектную мощность, залили плодородные земли слишком обширно, но слишком тонким слоем. В результате земли выведены из оборота, но нет их рентабельности – только комары плодятся. Поистине, период правления Хрущёва – эпоха верхоглядства и недоучёта.

***

Много думаю о соотношении национализма и национального самосознания. Если в ряде регионов России всё большую силу набирает национализм – это ж страшно! Ведь крохотная нация, особенно если не имеет своих ресурсов, не сможет существовать самостоятельно! Кричать о национальном самосознании хорошо стране, когда тебя кормит и обеспечивает. А если рухнет Россия, то тут же начнётся передел границ национальных границ. Мы такое видели, да и до сих пор видим в том же Карабахе. А вот если передел пойдёт по всему Поволжью – вот где начнётся кошмар!

***

«Научим рисовать за один день…»! Смотря что понимать под словом «рисовать»! Ведь художник – это состояние души! Если же его, этого состояния души нет, то не то что за день – за десятилетия не научишь!

***

В четверг стало известно о сбитом над Украиной «Боинге» И сразу среди пассажиров пошли самые разнообразные слухи. Уже знали (утверждали), кто и как сбил самолёт… Оно, понятно, нынче средства коммуникации позволяют узнавать всё споро, и всё же… Не зная толком ничего, уже сделали выводы, и утверждают свою версию как истину. Беда наша! Обладая минимумом информации, претендовать на знание истины в последней инстанции. И на основании собственных же домыслов уже ненавидим того, по чьей вине (по нашему мнению!!!) произошла беда.

Неумение слушать, неприятие чужого мнения, непробиваемое самомнение – черты, присущие слишком многим нашим соотечественникам. А события на Украине послужили катализатором для их обострения.

***

Противоречие человеческой натуры. Мы торопим события, стремимся их приблизить… Но ведь при этом мы торопим и течение собственной жизни – единственной и без того слишком скоротечной.

***

Вот ведь что обращает на себя внимание. Пока плывёшь на теплоходе, ощущаешь себя принадлежащим к его некому объединяющему началу. Но вот сходишь на берег. Если на экскурсию – общность с лайнером сохраняется, если же по прибытии в конечный пункт, просто физически ощущаешь, как рвётся эта связь.

***

Где проходит та грань, что отделяет заботу о ребёнке от потакания его капризам?

***

Утро. Дети в Читальном салоне по телевизору смотрят «Камеди-клаб». Пошлые примитивные (чтобы не сказать похлестче) шутки они вкушают вперемешку с рекламой всякой химии, типа «пепси»… И мы мечтаем, чтобы из этого поколения выросли интеллектуальные здоровые люди?

***

Не знаю, как кому, а мне бы хотелось жить в среде людей, которых можно было бы назвать «своими». Чтобы сферы интересов и уровень познаний был примерно одним. Социальная нивелировка (культурная, нравственная, интеллектуальная) стимулирует куда в больше степени сползание вниз, а не стремление вверх.

***

Педагог не должен называть людей по кличкам.

***

Есть истинно верующие, а есть псевдо-верующие. Для вторых посещение святых мест превращается в самоцель. Для них такое паломничество служит лишь средством решения каких-то вопросов, а не процессу собственного самосовершенствования, самоочищения, самовоспитания.

***

Любой человек ленив от природы. Это нормально. В физике это явление называется «законом сохранения энергии». Ну а мы – часть физического мира!

Таким образом, каждое наше действие – это преодоление собственной лени. Разница состоит в том, что какие-то действия мы совершаем из удовольствия, другие по необходимости, а третьи – так и вовсе преодолевая внутреннее сопротивление, из каких-то побуждений, которые оказываются выше лени, сильнее её!

Так вот, круиз – это идеальный отдых, когда и лени своей потакаем, и в то же время удовлетворяем потребность в познании и получении новых эмоций.

***

Отсутствие любознательности – характерная черта современного человека.

***

В течение путешествия в душе борются противоречивые устремления. Хочется любоваться проплывающими берегами, буруном, разбегающимся от носа теплохода, встречными-поперечными судами всех типов, махать пассажирам других лайнеров или рыбакам в лодках… Но просто созерцательность – вроде как и не совсем правильно, вроде как время бесцельно теряешь… Загорать на Солнечной палубе – так уж тут время и вовсе зазря протекает!.. Читать – как будто в другой обстановке почитать нельзя, когда вдоль бортов такая красота проплывает!..

Вот и спросишь у себя: чего ж ты хочешь, старче?.. Да сам бы знал!..

***