Меткие строки, рожденные сердцем

Поэзия Хайдара Бедретдинова стала для меня счастливым открытием. Патриотичная, умная, многотемная, глубокая, искренняя, образная и вся – на лёгких крыльях певучих рифм и на прекрасном русском языке, она сразу ложится на душу своей ритмической музыкой и словесной весомостью. Это поэзия патриота, человека с завидными жизненным опытом и щедрой душой.

Этим своим багажом автор готов поделиться с читателем:

Хочешь – я тебе открою шлюзы сердца.

Заплывай туда, подобно кораблю.

Можешь там душой озябшей отогреться,

Поделюсь с тобой всем тем, что я люблю…

У Хайдара есть особенность: даже не единожды обращаясь к одной и той же теме, он каждый раз осмысливает ее философски, то есть с разных точек зрения, и потому в каждом его стихотворении она приобретает новое звучание. Вот, например, как разрабатывается тема в «Притче о корнях»:

Как радуется жизнь весенним всходам –

Ликует, наполняется природа.

Когда они родятся на ветвях,

Что знают листья о своих корнях?

………….

Вот так порою происходит с нами:

Теряем связь с былыми временами.

Судачим о космических мирах,

А что мы знаем о своих корнях?

Или, вот в стихотворении «Душа и тело»:

Душа и тело – в них согласья нет,

Хоть без огня и не бывает дыма.

На протяженьи жизненных всех лет

Идёт борьба упорная меж ними.

………….

А были годы, как волшебный миг,

Согласья между ними хоть отчасти –

Здоровье в теле и душевный мир,

Что запоздало мыслится как счастье.

Тем, которые волнуют автора, немало. От его чуткого внимания не ускользает все, что происходит в стране и в мире, он умеет увидеть и оценить события и состояния, которым вроде бы и не придаёшь значения, но которые, как оказывается, важны для каждого из нас.  Иван Тургенев писал, что талант – это умение видеть подробности. Такой талант дается не многим, и Хайдар один из них. Он не только видит, но и спешит поделиться увиденным с читателем, пробудить в нем чувства, получить отклик.

Кажется, не рукой, а сердцем написаны стихи, посвященные постперестроечной российской жизни. В этих стихах Хайдар, по сути своей лирик, предстает человеком

резким, бескомпромиссным:

Красивой жизни обещанья

Мы слышали уже не раз.

И вновь бессовестно с экранов

Жульё обманывает нас.

И далее:

Златой прикованная цепью

И власть свободна не вполне.

Не стыдно ль, одурев от цели,

Богатым в бедной быть стране?

Как истинный патриот поэт выступает против бездуховной, животной жизни, преклонения перед деньгами, лжи, взяточничества, разграбления страны и предательства:

…Будто бы в полоне иноземном:

Над Москвою – чёрная заря. (Какой эпитет!)

Шастают с мобилами туземцы,

Воровской валютою соря!

И совсем другой он, когда речь заходит о любви, о природе, о музыке, живописи. Впрочем, музыка, по его мнению, нуждается в защите, и в первую очередь от легковесной попсы, которая звучит с телеэкранов, вышла на улицы, спустилась в подземные переходы:

Кто, кому в угоду, нашу жизнь уродуя,

Радости лишил всех нас – некого спросить.

Оживляя звуками эти дни жестокие,

Нищенкою музыка бродит по Руси.

Очень талантливо поэт выписывает (как вырисовывает) картины многих русских художников, помогая читателям, не всегда разбирающимся в тонкостях живописи, по-новому взглянуть на признанные шедевры. Не могу не привести отрывок из стихотворения, посвященного творчеству Ивана Шишкина:

…Любуемся волнистой рожью,

Обласканною светом божьим.

И затихаем у ручья,

Лесного слыша соловья.

Гордимся солнечною рощей

И сосен корабельных мощью.

Душой мазкам волшебным вняв,

Услышать можно шум дубрав.

Пронзит знакомая до дрожи

Тоска родного бездорожья.

Ватага сосен злато ржи

От суховея сторожит.

Какие чувства будоражат

Полотна вечные уже!

Не с этих ли простых пейзажей

Родится Родина в душе?

Уверен, прочитав такие строки, человек не раз ещё внимательнее всмотрится в картину.

Стихи Хайдара можно перечитывать много раз, при этом всегда испытываешь чувство, будто читаешь впервые. Потому что в них живут поэтическая энергия, широта авторского мышления, потому что в них немало точных поэтических образов, потому, наконец, что они несут заряд доброты, сердечности, сопереживания.

Проникновенно и живописно много пишет Хайдар о природе, о дружбе, которая, по его словам, на Земле священна, и, конечно, о любви. Его любовная лирика такая чистая, нежная и, я бы сказал, по-домашнему теплая от семейного очага, что на ум приходит утверждение: без любви нет поэта, и поэзия без любви холодна и бедна.

Как устали твои рученьки!

А виной тому и я,

Незабудка, Незабудочка,

Незабудочка моя.

…А судьбой своей везучею

Лишь тебе обязан я,

Незабудка, Незабудочка,

Незабудочка моя.

Из этих строчек нельзя не понять, как трепетно и благодарно относится поэт к любимой женщине, и уже не забудешь это чудесное слово «Незабудочка».

Хайдар Бедретдинов – поэт с глубокими национальными корнями и чувствами. Родившийся и выросший в Москве и считающий себя «русским татарином», он, тем не менее, уверен, что в нём с рождения живут две души – татарская и русская. А потому, о каком бы уголке России он ни писал, стихи наполнены любовью к Родине, гордостью за её историю, за то, что нам оставили в наследство предки. В песне о Воронеже читаем:

Прозвучали над градом ветра,

И врагов, и судьбину встречая.

Из гнездовья взлетали Петра

Корабли – белокрылые чайки…

…Город новые крылья обрёл

В электронной и атомной силе,

И взлетают, неся ореол,

Серебристыми чайками ИЛы.

А в стихотворении про Казань уже в другой интонации:

Я – простой московский парень –

Родословной не скрывал,

Но, насколько я – татарин,

О себе и сам не знал.

Я Казань открыть пытался,

Путешествия любя,

Но теперь, как оказалось,

Что открыл здесь сам себя.

Хайдар высоко ценит силу слова, и его он всегда выбирает тщательно, используя при этом возможности, которые дает ему в том числе и владение тюркскими языками. Во многих его стихах слышны восточные интонации, ритмы, присутствуют не присущие русскому языку обороты речи, образность. И это обогащает стилистику стихов, делает их несколько необычными и вместе с тем более привлекательными для читателей. Его четверостишья в стиле рубайи поражают концентрацией философской мысли, заставляя читателя задуматься и для себя развернуть целую картину, заложенную в содержании строк.

Хоть не от всех вложений есть отдача,

Не уставай судьбу благодарить -

Лишь знает Бог: что делает богаче –

Уменье получать или дарить.

В одном из своих ранних стихов об Афганистане Хайдар Бедретдинов написал:

Были обстрелы. Дымился дувал.

Мы и не ждали покоя.

Может, и я в сердца попадал

Изредка… меткой строкою.

Сейчас, по прошествии времени, можно с уверенностью отбросить сомнения – безусловно, попадал.   Я думаю, и, наверно, со мной многие согласятся в том, что нам повезло познакомиться с его творчеством, ощутить образность, красоту, музыкальность и волшебство его стихов…

Анатолий Ковалёв

член Союза писателей России, поэт,

член-корреспондент Академии Российской литературы