КНИГА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ВЕНГРИИ И АВСТРИИ

Моя библиотечка пополнилась очередной книгой с дарственной надписью от автора: «Путешествие с гвардии генерал-майором артиллерии Владимиром Иосифовичем Брежневым от Будапешта до Вены», которую написал известный политик и историк Владимир Чуров. (Немного о нём: http://starodymov.ru/?p=26657 )

В моей личной библиотеке – несколько сотен книг, которые подарили мне авторы. Хочется как-нибудь засесть, составить каталог их, да с пояснениями, когда при каких обстоятельства получены, о моих взаимоотношениях с авторами… Да впечатлениями поделиться о прочитанных… Только вот руки не доходят – времени катастрофически не хватает ни на текущую публицистику, ни на долгоиграющие литературные проекты… Какие тут каталоги!

Но есть среди этого изобилия, которым я искренне и с налётом тщеславия горжусь, некоторое количество томиков, занимающих особое место. Как я выражаюсь, они размещены на «ближней полке». Это книги, к которым более или менее часто обращаешься за справкой. (Например: http://starodymov.ru/?p=12783 )

«Путешествие…» Владимира Чурова займёт место именно на ней. Потому и хочу о ней рассказать. Друзья знают, что я всегда стараюсь информировать о книге, которая мне понравилась… (Например: http://starodymov.ru/?p=25582 )

Артиллерийский генерал Владимир Брежнев, о котором повествуется в книге – дед Владимира Евгеньевича.

Вообще, так сложилась судьба, что Владимир Чуров оказался в родстве со многими известными людьми, имена которых запечатлены как в истории, так и в Википедии. В этом, понятно, нет его личной заслуги – так сложились звёзды. А вот в том, насколько заботливо относится Владимир Евгеньевич к сохранению памяти о своих предках, вот это вызывает искреннее уважение. (Немного в развитие темы: http://starodymov.ru/?p=1996 )

Как в данном случае.

Я уже писал, и неоднократно, что История – дама избирательная, причём, не всегда справедливо-избирательная. Можно привести немало примеров, когда некие события и люди оказываются на слуху и в учебниках, в то время как не менее значимые события и не менее замечательные персоналии напрочь теряются в тени первых. Символом такой несправедливости в моём представлении является генерал Пётр Котляревский, который демонстрировал чудеса воинского мастерства и личного героизма на Кавказе в Русско-персидской войне 1804-1813 годов, одержал несколько совершенно замечательных побед малыми силами над многократно более сильным врагом, получил тяжелейшие раны – и остался оттеснённым на задворки истории героями войны с Наполеоном. (Немного о нём: http://starodymov.ru/?p=24956 )

Примерно то же можно сказать и о Великой Отечественной войне, и в целом о Второй мировой.

Любой школьник, даже самый современно полуграмотный, хоть что-нибудь знает о битве за Берлин. Даже о высадке союзников в Нормандии (немного об этом: http://starodymov.ru/?p=14299 ) тоже хоть что-то слышал… А вот подвиги южного фланга советско-германского фронта остаются в тени нашей исторической памяти. А ведь там клокотали бои вполне сопоставимые по напряжённости, скажем, с теми, что шли на Зееловских высотах!..

Вот об этом – и книга Владимира Чурова.

Причём, написана она в совершенно неожиданном стиле.

Волею судеб случилось так, что у Владимира Евгеньевича появилась возможность проехать на автомобиле из Будапешта до Вены по местам, в которых воевал его дед, Владимир Брежнев, начальник артиллерии 9-й гвардейской армии. К слову: до прибытия на 2-й Украинский фронт Владимир Иосифович воевал под Ленинградом, и командовал артиллерией в Свирской операции, также несправедливо обойдённой популяризаторами истории Великой Отечественной (О ней – в разделе 4 предлагаемых записок: http://starodymov.ru/?p=848 ).

В общем-то, я знаю некоторое число людей, которые, появись у них аналогичная возможность проследовать хотя по части боевого пути предка, воспользовались бы оной. Кто-то из них и написал бы об этой поездке… Однако вряд ли кто из моих знакомцев сделал бы это настолько оригинально!

Владимир Евгеньевич ехал в машине и старался оценить увиденную местность с точки зрения командования наступавшей тут Красной армии. И непременно клал цветы к каждому увиденному памятнику павшим советским солдатам…

У Чурова с собой имелось два фотоальбома с привезёнными дедом с войны снимками разбитой и захваченной гитлеровской военной техники. И он старался соотнести увиденное на местности с запечатлённым на пожелтевших от времени карточках.

Скажем, заехали путешественники в места, где в годы войны располагались венгерские военные аэродромы. И Владимир Евгеньевич подробно рассказывает, как формировалась авиация Венгерской королевской армии, какие самолёты стояли на вооружении, как сражались мадьярские лётчики… Отступая от повествования, а если сказать точнее, дополняя его, попутно рассказывает о замечательных отечественных авиаконструкторах, которые эмигрировали в период Гражданской войны на Запад; это Игорь Сикорский (см.: http://starodymov.ru/?p=14033 ), Александр Северский и Александр Картвели, об их вкладе в развитие мировой авиации…

А затем в книге следует подборка подлинных снимков из тех альбомов, на которых мы видим те самые самолёты. В пояснении к каждому снимку отмечается, что это за машина, каковы её особенности в серии себе подобных, её техническое состояние, и много другой информации.

Оказавшись в Секешфехерваре, рассказывает и об этом городе… Лично я впервые услышал о нём, когда служил в Туркмении, в Кизыл-Арвате (см.: http://starodymov.ru/?p=8029 ), от своих товарищей, приехавших из Венгрии…

Последнее наступление гитлеровцев во Второй мировой войне началось 6 марта 1945 года, как раз под Секешфехерваром. В операции участвовали танковые соединения СС и другие германские формирования, а также венгерские части… Таким образом фюрер ещё пытался оставить под контролем какие-то нефтяные месторождения… Тремя годами ранее, в тяжелейший период битвы за Сталинград, аналогичную задачу – защиту нефтепромыслов – решала и Красная армия… (В частности: http://starodymov.ru/?p=25253 )

Только теперь ситуация на фронте складывалась совершенно иная.

Владимир Чуров не только рассказывает о ходе операции. Он подробно расписывает, какие силы и средства задействовались в вооружённом противоборстве. Опять же, на примерах иллюстраций представляет нам бронетехнику, артиллерийские и зенитные установки, типы укрытий… В пояснениях обращает внимание читателей на индивидуальные особенности каждой машины, скажем, на отметки об одержанных победах, а также на характер полученных повреждений…

Отдельный раздел книги посвящён автомобилям – германским, советским, лендлизовским…

Он останавливается на некоторых частных деталях, которые наглядно свидетельствуют о том, насколько скрупулёзно подошёл к изучению вопроса. Например, какие разработки применялись гитлеровскими учёными и инженерами для того, чтобы уберечь танки от магнитных мин…  Или говорит об особенностях камуфляжа тех же танков…

Владимир Евгеньевич в книге рассказывает о некоторых военачальниках – как советских, так и гитлеровских. В их числе – Фёдор Толбухин, Родион Малиновский, Иван Конев, Владимир Судец, Александр Голованов (см.: http://starodymov.ru/?p=25275 ), Сергей Горюнов, Василий Глаголев, Дмитрий Шепилов, Кузьма Качанов  и другие. А из гитлеровских – Теодор Эйке, Гельмут Беккер, Александр фон Лер, Теодор Миллер, Фердинанд Шёрнер…

В том числе упомянул он и о «тёрках» в среде советских военных начальников, которые начали делить славу побед… Возвращаясь к 1941 году, рассказал о громадных потерях, о неразберихе, царившей поначалу в наших частях, о скороспелых расстрелах, учиняемых пресловутым Львом Мехлисом… (см.: http://starodymov.ru/?p=22669 )

Хотя больше всё же говорил о самих победах, об успехах, о применявшихся манёврах и даже военных хитростях…

А теперь – краткое резюме.

Почему данная книга будет стоять у меня на «ближней полке»?.. В ней имеются даты и краткое описание проведения некоторых операций Великой Отечественной войны. Таким образом, к книге легко обратиться при подготовке публикаций, она содержит впечатления и описания, которые в интернете найдёшь не сразу, если вообще найдёшь. Здесь содержится информация о некоторых образцах военной техники, в первую очередь, гитлеровской, причём, в её развитии. И третье – тут имеются некоторые факты из биографий военных деятелей, об их взаимоотношениях, о некоторых их которых лично я не знал.