Летом 1553 года началась первая достоверно известная попытка попасть из Европы в Китай Северным морским путем

ЗЛОСЧАСТНАЯ, ТРИЖДЫ «BONA»

Николай Стародымов

Думал ли простой тверской купец Афанасий сын Никитин, что своим «хождением за три моря» откроет во всей мировой истории новую эпоху – Эпоху Великих географических открытий? Конечно же, нет! Между тем случилось именно так. Ибо именно ему суждено было стать первым в целой плеяде людей, которые взметнули исторический вихрь желания познать мир. Наиболее известные имена сейчас знает каждый двоечник: Колумб, Магеллан, Америго Веспуччи, Васко-да-Гама, Кук, Миклухо-Маклай…

А сколько достойных нашей памяти людей осталось за кадром истории? Наглядный пример: о существовании замечательного голландского исследователя Арктики Виллема Баренца, именем которого названо омывающее Россию море, мы знаем исключительно благодаря тому, что один из участников его экспедиции, Геррит де Фер, опубликовал книгу об этом походе, а также тому обстоятельству, что остатки погибающей экспедиции в 1597 году спасли русские поморы. А сколько таких исследователей не оставили в энциклопедиях своего имени лишь потому что не догадались включить в состав команды летописца похода?

Большинство искателей приключений и богатств реально на чужбине находили смерть, болезни, лишения. Редко кому посчастливилось, подобно конкистадору Франсиско Писарро, быть убитым сподвижниками (это случилось 26 июня 1541 года), достигнув богатства и славы – большинство сгинули в безвестности. И тем не менее новые и новые корабли и экспедиции отправлялись на поиски новых земель или же новых путей в земли уже известные.

Одним из них и был путь, который сегодня называется Северным морским.

Казалось бы, что в географии может быть наглядней и очевидней, чем атлас мира? Однако о том, как выглядит наша земля, человечество узнало совсем, по историческим меркам, недавно. Именно землепроходцы (сухопутные и мореходы) наносили на карты очертания морей и материков, столь привычные для нас сегодня.

К началу Эпохи Великих географических открытий познания об Ойкумене ограничивались лишь Европой и прилегавшими к ней территориями. Да, где-то далеко были Китай и Индия, да, сохранились предания о существовании на Западе неведомых земель – однако о них существовало больше легенд и сказок, чем истинных сведений. А к ним стремились – одни за богатствами, другие за приключениями, а были и такие, что за истиной. Иногда эти устремления соединялись – тогда для новых открытий складывалась идеальная ситуация.

Так произошло в середине XVI века в Англии. Знать жаждала новых земель, купечество новых доходов, дворянство подвигов, моряки новых походов – страна боролась за первую ступень на пьедестале великих морских держав. Символом этого устремления стало «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государственных владений неведомых и даже доселе морских путем не посещаемых», образованное в начале 1550-х годов, с капиталом в 6 тыс. фунтов стерлингов. Во главе ее стоял мэр Лондона Джордж Барн. Началась подготовка экспедиции для поисков таких путей в Индию и Китай, на которых торговле не могли мешать испанские и португальские конкуренты. Наиболее благоприятным направлением считалось Северо-восточное – в обход Скандинавии, Московии… Что ждало мореходов дальше, никто не знал – об истинных размерах Евразийского материка и о том, какие климатические условия ожидают исследователей по мере продвижения на северо-восток, не знал никто.

Однако задача казалась вполне выполнимой – в силу именно незнания мореходами истинного положения дел. В 1549 году вышла неоднократно переиздававшаяся позднее книга германского имперского дипломата Сигизмунда Герберштейна «Записки о московитских делах» – она давала основания для оптимизма. В ней, в частности, содержалась карта, на которой обозначена впадающая в Северный океан река Обь, которая вытекала из некого расположенного далеко на юге Китайского озера. Что же касается самого озера Китай, в него, якобы, впадает река Ардок (скорее всего, речь идет об Аму-дарье), берущая начало в Индии…

В географических познаниях того времени вообще много несуразностей. Скажем, европейские путешественники XV-XVI вв. под Кульзумским морем понимали как Каспийское море, так и Красное; под Оманским морем подразумевались и Индийский океан, и Черное море… Если соотнести все эти неувязки, то складывалась надежда на существование следующего маршрута: вокруг Скандинавии, мимо Новой Земли, по Оби вверх по течению, ну а там уже и до Китая и Индии не так далеко… К тому же часть пути была уже немного знакома путешественникам. Скажем, русский дипломат Ивана III Григорий Истома в 1496 году уже огибал Кольский полуостров с посольством, о чем рассказывал тому же С. Герберштейну. Короче говоря, оптимизм английских мореплавателей основывался именно на их незнании.

Руководителем экспедиции был назначен опытный адмирал сэр Хью Уиллоуби (Уиллоби), штурманом (главным кормщиком) – Ричард Ченслер. Для реализации дерзкого плана было построено три корабля, названия которых внушали оптимизм – «Bona Speranza» («Добрая Надежда»), «Bona Confidentia» («Благое Упование»), «Eduard Bonaventure» («Эдуард Благое предприятие»). Корабли отправились в плавание 11 мая 1553 года. Первая официально зарегистрированная в истории попытка прокладки Северного морского пути началась. Откуда же было знать отважным мореходам, что задуманное ими лишь в 1878-79 гг. (с одной зимовкой) сможет осуществить экспедиция, которую возглавит шведский академик барон Нильс Адольф Эрик Норденшельд, на корабле «Вега»; что впервые путь в 5600 км за одну навигацию лишь в 1932 году сумеет пройти советская экспедиция Отто Шмидта на судне «Сибиряков»?.. И все же первым были именно они – три утлых суденышка с горсткой отважных людей!

Экспедиция не задалась с самого начала. На флотилию обрушился шторм и корабли разметало. Потеряв корабль «Эдуард Благое Предприятие», адмирал Уиллоби решил продолжить плавание, направившись на восток. У Новой Земли мореходы не смогли пробиться сквозь льды и в связи с надвигавшейся зимой вынуждены были повернуть обратно. В октябре 1553 года они высадились на Кольском полуострове в бухте Круглая, близ Варзинской губы… Их, всех до единого умерших по неведомой причине, в 1554 году обнаружили русские поморы.

Что касается «Эдуарда», ему повезло больше. Потеряв командира, Ричард Ченслер повернул на юг и вскоре оказался в устье Северной Двины. Здесь англичане высадились на остров Ягры, который из-за обилия розовых кустов так и назвали – Розовый. Это были российские владения, а потому Ченслер отправился в Москву, где был торжественно принят Иваном Грозным…

Дальнейшие события относятся уже скорее к истории дипломатии и торговли. В результате этой неудачной экспедиции был проложен новый торговый путь между Англией и Россией – вокруг Скандинавии. В Лондоне в 1555 году была образована Московская компания, которая монополизировала торговлю с Россией. Ее агенты играли заметную роль при московском дворе, выступая нередко в роли не столько купцов, сколько «агентов влияния»…

Впрочем, вернемся к судьбе участников экспедиции. По сути дела, относительно повезло только одному из них – Ричарду Ченслеру. Он удостоился торжественного приема в Кремле, а позднее стал посланником английской королевы в Московию. Что же касается остальных…

Как уже говорилось, 63 морехода, находившихся на кораблях «Добрая Надежда» и «Благое Упование», погибли по неизвестной причине в бухте Круглая. Когда по приказу Ивана Грозного собиралось посольство в Англию, было решено вернуть Британии и эти суда. Таким образом, в 1555 году флотилия в полном составе отправилась в обратный путь. С ней следовали русский посланник Осип Непея и торговая миссия во главе с воеводой Холмогор Фофаном Макаровым…

Словно злой рок довлел над несчастной флотилией – на нее вновь обрушился шторм. Вновь повезло одному «Эдуарду» – два других корабля погибли в морской пучине. Да и сам «Эдуард» в прямом смысле этого слова оказался на мели – его выбросило на камни близ порта Абердин на северо-востоке Шотландии. Большая часть находившихся на его борту людей погибли, в том числе Ченслер и его сын. Таким образом, до Лондона добралась лишь горстка из тех, кто пустился в путь из России – среди них был Осип Непея и всего семеро русских. Их торжественно встречала королева Мария, которую называли Кровавой за то, что при вступлении на престол казнила 300 протестантов. На родину русские посланцы повезли богатые дары Марии Ивану Грозному.

Таким образом, результат поиска Северо-восточного прохода оказался совсем не тем, как того ожидали в Европе. Однако эта неудача отнюдь не поставила точку на самой идее. А потому попытки пробиться в Китай вокруг Евразии продолжались. Досадно только, что мы о них знаем до обидного мало… Что бы мы знали о Чапаеве, не будь Фурманова?.. Приведем еще лишь несколько фактов о попытках пробиться на восток сквозь льды Северного океана.

Летом 1556 года в проливе Карские Ворота русский помор по прозвищу Лошак, про которого сказано, что он «мудро предвидел погоду», встретил экспедицию, возглавляемую английским шкипером С. Барроу, и «дал ему некоторые указания относительно дороги на Обь».

В 1580 году из Англии отправилась новая экспедиция, а возможно, и не одна. По меньшей мере одна из них закончилась трагедией. Отголоски ее можно найти в «Записках о России» Джерома Горсея. Некий знатный пленник из сибирских татар рассказал английскому дипломату, что в устье Оби живет несколько похожих на него людей. Они приплыли с запада на кораблях и были захвачены местными племенами. Об этом же русские купцы поведали английскому агенту Московской компании Антони Маршу, который вел активную торговлю с Сибирью, сообщив, что англичане «…достигли устья названной реки Оби на корабле, который потерпел кораблекрушение, а люди ваши были убиты…». Среди исследователей, которые могли оказаться руководителями погибшей экспедиции, называют таких людей, как Артур Пэт, Чарльз Джекмен и Мартин Фробишер.

А 18 мая 1596 года на поиски Северо-восточного прохода отправилась голландская экспедиция. Она также вернулась ни с чем.

Между тем англичане отрабатывали и другой вариант установления торговых связей с Индией. В 1558 году из Москвы через Хорезм далее на юг пытался пройти Антони Дженкинс, вынужденный затем вернуться обратно. О его приключениях можно было бы рассказывать много, но это не относится к теме разговора. Между тем, и он внес свою лепту в географическую сумятицу вокруг Северо-восточного прохода. Свои личные путевые заметки он дополнял сведениями, которые черпал из источников не всегда  достоверным. Так, он подтвердил наличие таинственного озера Китай, из которого на север течет Обь и в который впадает река, текущая из Индии. Не этот ли путь искали мореходы, которые нашли свой конец от стрел местных жителей в Обской губе два года спустя?

…Выше уже говорилось, что первым судном, которое прошло Северным морским путем за одну навигацию был ледокол «Александр Сибиряков»; случилось это в 1932 году. Судьба этого замечательного корабля также трагична – как и ряда тех, о которых шла речь выше. 25 августа 1942 года его потопил гитлеровский тяжелый крейсер «Адмирал Шпеер». С этим фактом связана малоизвестная страница истории Второй мировой войны.

Если совсем коротко, дело обстояло так. 10 мая 1939 года Гитлер подписал «Директиву подготовки к войне вооруженных сил на 1939-1940   годы». Во исполнение одного из пунктов директивы было принято решение о переброске нескольких германских боевых кораблей в Индийский океан. Но как это сделать незаметно для Англии? Было принято решение воспользоваться Северным морским путем. По согласованию с Москвой, в навигацию 1940 года в сопровождении ледоколов «И. Сталин», «Ленин» и «Александр Сибиряков» и направился германский рейдер «Комета», оформленный как грузовой корабль «Фырол», которым командовал фрегатен-капитан Кептель. На протяжение всего пути гитлеровские офицеры вели активную разведку маршрута, замеряли глубины, фотографировали берега, изучали порты… Нет сомнения, что полученные разведданные использовались германским флотом при планировании боевых операций против союзников по антигитлеровской коалиции.

В Индийском океане «Комета» потопила около десятка английских транспортных кораблей. А в октябре 1942 года сама была потоплена английским эсминцем.

Впрочем, это уже совсем другая история…