СКАЗКА, БЕЗ СОМНЕНИЯ, ЛОЖЬ, ДА ВСЁ Ж С НАМЁКОМ…

А вы заметили, друзья мои, что у нас напрочь утрачена культура дискуссии? Той культуры беседы, когда два, или сколько там, человека, которые придерживаются разных точек зрения, взаимоуважительно обмениваются мнениями, выслушивают собеседника, стараются понять его позицию, и возражают по существу, а не уцепившись за какое-то слово… Реально мы видим иное: что в телешоу, что в частной беседе каждый дискуссант старается высказаться, но не услышать, старается докричать, а не объяснить… Мы нетерпимы к точке зрения, которая не совпадает с собственной!

Грустно это!

Нет-нет, пока беседа идёт о болезнях (у женщин) и о футболе (у мужчин), тут ещё возможно её более или менее плавное и гладкое течение. Но едва затронется политика, или ещё какой вопрос, выходящий за рамки быта, тут и начинается!

Как правило, собеседники стараются поскорее высказаться. Или же кто-то говорит, а второй молчит, понимая, что говорить бесполезно, что не будет услышан и понят – так чего ж воздух сотрясать?.. Не скрою, с возрастом я всё чаще стараюсь придерживаться именно этого правила, которое более тридцати лет назад услышал от своего начальника политотдела Ивана Николаевича Кулана: «Молчи дурак – за умного сойдёшь!». Иногда прорвёт, конечно, но больше всё ж таки молчу.

К чему это всё? Да понятно же: состоялся у меня такой вот разговор, когда я был не согласен с собеседником, но ничего не мог противопоставить его потоку слов. Попытался вставить какую-то реплику – да и умолк. Между тем, затронутая тема представляется актуальной, и высказаться мне хочется.

…В какой-то момент разговор зашёл о детских сказках. И одна собеседница высказала суждение, которое меня попросту ошарашило:

- А кто сказал, что сказка должна воспитывать?..

И начала доказывать, что это не так. Системы аргументации я не понял вообще, так и воспроизводить её не буду. А вот мнение по приведённому принципиальному, на мой взгляд, вопросу, выскажу.

«Кто сказал, что сказка должна воспитывать?»… А кто в силах доказать обратное? Доказывать можно сколько угодно – доказать невозможно!

Младенца воспитывает всё! Прикосновения отца и матери, музыка, которую он слышит, колыбельная, которую ему поют… Язык, на котором общаются вокруг его кроватки – правильный и грамотный, или же грязный и матерный… Это ж, на мой взгляд, настолько очевидно!.. И сказки, конечно же, сказки, которые рассказывают ребёнку – сказки это непременный атрибут воспитательного процесса (уж простите за столь канцелярское выражение!).

- Ну чему учат ребёнка ваши сказки?!. – вопрошала собеседница. – Назовите хоть одну добрую сказку!..

Не согласен: добрых сказок немало. Однако согласен и с тем, сказки бывают разные.

Как-то довелось мне услышать реплику.

Мол, русские рассказывают своим детям про Иванушку-дурачка, а евреи – про Моисея мудрого… Потому с детства ребёнок впитывает базовые основы своего отношения к жизни. И я могу согласиться с данным тезисом!..

Тем не менее, возьмём классические русские сказки. Если подходить к анализу их пристрастно, там много можно найти несуразностей, и даже элементов… Как бы это сказать, живодёрства, что ли… Задорнов любит постебаться над нашими сказками: мол, у других народов люди сами добывают, строят и выращивают, а у нас крадут и присваивают… Ну, Михаил Николаевич, известно, ради красного словца может легко пнуть и своих, и передёрнуть факты… Красную Шапочку, например, через дремучий лес не наш народ отправил, и Мальчика-с-Пальчик с братьями и сёстрами в чащобу не Иван Петрович повёл…

Повторюсь: если подходить к сказкам предвзято, там много чего пакостного можно найти. Ну а если по сути?

Чему учат наши сказки по большому счёту?.. Что сила даётся человеку, чтобы землю родную защищать, чтобы землю пахать, чтобы добро наживать. Что если лишился ты отца-матери, то сам всего должен в жизни добиваться – и будешь за то вознаграждён. Что терпенье и труд всё перетрут… Что сдаваться никогда не нужно, и коль отправили тебя даже на поиски неведомо чего, даже тут не теряйся! Доброте они учат, находчивости, целеустремлённости… Любви к Родине, верности слову, любви и дружбе… Даже к зверю дикому относиться с уважением!..

Оно, конечно, о Скатерти-самобранке мечтали, и о «щучьем велении» тоже. Не без того. Однако ведь в сказках попадали эти блага в руки исключительно хорошим людям, которые не использовали их во зло, а при необходимости как раз зло с их помощью и наказывали!

И что, в сказках других народов нет ничего подобного?.. А тот же Алладин и его волшебная лампа?.. А пещера, запароленная кодовым словом «сим-сим»?..

Халявы все хотят!

В том разговоре я вспомнил эпос целого ряда народов Востока «Гёр-оглы». Как-нибудь я, возможно, расскажу о нём подробнее. А пока – только коротко.

Гёр-оглы – это имя героя эпоса. Он обладает рядом волшебных качеств, и владеет многими волшебными предметами. И всё это использует исключительно в личное своё благо. Он ни разу не поднимается на защиту Родины, зато постоянно воюет за личные своекорыстные интересы. Он легко предаёт, если чувствует в этом выгоду, обманывает доверившихся, убивает из-за угла, он равнодушно и безжалостно жесток, его подручные – кучка зажравшихся дармоедов, которым Гёр-оглы потакает, и при этом совершенно не заботится о простом люде. Он – бай в самом классически негативном понимании этого слова, причём, обладающий, повторюсь, волшебными возможностями.

Да, наш народ воспитывает детей не на рассказах о Моисее Мудром. Но всё же и не на более чем сомнительных с точки зрения морали поступках Гёр-оглы.

…Конечно же, я не стану утверждать, что именно сказки являются ключевым явлением, которое определяет характер и натуру наших детей. Однако то, что они оказывают на них огромное значение, в этом у меня сомнения нет. Ну а если сделать поправку, что и мы выросли на этих же произведениях народного творчества, и наши отцы-матери тоже… То можно сказать, что воздействие сказок на современного ребёнка оказывается даже опосредованно – через нас, дедов-бабок!