НОВЫЙ «ЭКИПАЖ»:

СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ ПО ГОЛЛИВУДСКИМ ЛЕКАЛАМ

Посмотрел российскую версию легендарного советского фильма «Экипаж». В целом, без сомнения, – удача. Однако насколько же от картины разит Голливудом!

Прежде всего, я уже писал, что не в восторге от нынешней моды переснимать наиболее удачные советские фильмы. Из подлинных удач можно назвать разве что новую версию фильма «Звезда». Остальное всё… Не хочется обижать авторов.

Вот сейчас раскручивают «А зори здесь тихие». Не знаю, быть может, и замечательная картина. Допускаю. Но так и хочется спросить создателей: неужто среди огромного моря нашей военной литературы нет другой достойной вещи, чтобы поставить по ней свою, оригинальную вещь?.. Оно понятно – проторённой дорожкой идти всегда легче. Имея перед глазами уже состоявшееся произведение, куда легче создавать «по мотивам» его новую версию, отталкиваясь от удач и доразвивая существующие сюжетные линии, а то и просто насыщая придуманное предшественниками действо современными спецэффектами.

Фильм по мотивам уже существующего фильма снимать легче, чем создавать своё собственное произведение с нулевого цикла, то есть с поиска достойного экранизации произведения.

Впрочем, я сейчас веду речь о фильме «Экипаж».

Давайте предельно коротко. Где-то происходит катастрофа – извержение вулкана и землетрясение.  Волею обстоятельств здесь оказывается советский (пардон: российский) самолёт.

…Да, чтобы потом не забыть! В советской версии «Экипажа» чудеса живучести проявляет самолёт отечественный – Ту-154. В современной – вся техника сплошь иностранная. Интересно, «Боинг» проставился нашей кинокомпании за такую блестящую рекламу?..

Так вот, вопрос: сколько сюжетов можно снять на означенной выше исходной теме? Думаю, мульён! Однако реально мы видим просто перепев старого фильма, правда, с вкраплениями голливудских  трюков и спецэффектов  (например, из «Скалолаза» со Сталлоне).

Впрочем, будем объективны, по-настоящему новые трюки и в самом деле придумать непросто. Вот и создатели нового «Экипажа» решили пойти проторённым другими путём.

Зрелищно?.. Бесспорно! Правдоподобно?.. Да нет, конечно! Эвакуация пассажиров с одного самолёта на другой во время полёта в грозовом облаке не выглядит убедительной.

Правда, когда видишь падающих с самолёта людей – жутковато становится, не спорю.

…Я вот думаю: а не лучше ли всё же таким пересъёмкам давать какие-то другие названия? Ну, чтобы не путались версии. Тот пусть так и остаётся «Экипажем», а здесь как-то иначе, «Экипаж–XXI», например…  Или индекс какой-то универсальный для всех картин ввести: «К» («классика»), например и «НК» («не классика»), а то «О» («оригинал») и «П» («перепев», а то «подделка» – читай как больше нравится).

Ну и ещё одну предварительную тему нельзя обойти молчанием. Ну, не то чтобы вовсе нельзя – а очень хочется.

Смотрели мы фильм в кинотеатре сети «Каро». Что и говорить, современный кинотеатр – это не то что в наше старое доброе время! Сейчас это десяток относительно небольших залов, с удобным углом возвышения зрительских мест. Сами кресла удобные, мягкие, удобной высоты, можно менять угол их расположения, расстояния между рядами вполне комфортное даже для моих ног, которые слишком хорошо знают, что такое теснота… Билеты покупаешь заранее по интернету…

Ха, смешно! Я-то не знал об этом – не поспеваю за реформациями! Заказываешь и оплачиваешь билеты по интернету, но чтобы попасть в зал, нужно предъявить контролёру соответствующий документ. Но где его взять?.. Оказывается, в буфете! Предъявляешь буфетчику полученный по интернету же код, и он тебе выдаёт крохотные талончики на вход в зал. Нет, оно, конечно, логично – коль подошёл к буфету, что-нибудь, да и купишь выпить-съесть. Просто забавно с непривычки.

И ведь срабатывает!

В зал почти все идут с едой. Сейчас кинозал здорово напоминает столовку! Кто-то грызёт попкорн (самое безобидное из всего, если разобраться, хотя я его и не беру), в другое ухо чавкают пиццей, со всех сторон хрустит пластик судочков, из которых пришедшие смотреть кино выковыривают некую снедь, шелестят какие-то обёртки… Вентиляция в зале превосходна, ничего не скажешь, но и она не всегда справляется – и наплывают соответствующие ароматы – попкорна, пиццы, бутербродов… О пластиковых стаканах пива и бутылках минералки я и вовсе не говорю.

Друзья мои, я не ханжа. Бывало, конечно, что и сам приносил в зал чего попить… Но запах пиццы и хруст упаковок – раздражает!

…Ну а кино…

Не хочу я его пересказывать. Кто видел советский вариант, и сам уже всё знает – за исключением некоторых частных вариаций. Не скажу, что я от новой версии «Экипажа» в восторге, но разок посмотреть его следует. А уж в кинотеатре или дождаться телепоказа – решать каждому самостоятельно.

Лишь несколько реплик по сюжету и исполнению.

Фильм начинается с конфликта. Главный герой – лётчик от бога, о котором говорят, что у всех людей руки, а у него – крылья. И генерал – разумеется, несусветный хам, зажравшийся держиморда. Грузовой «борт» должен доставить гуманитарную помощь, а генерал приказывает загнать в самолёт две новенькие «иномарки», перевязанные бантиками – это подарок кому-то на свадьбу. Получается перегруз, самолёт попадает в грозовой фронт, нужно избавиться от лишнего веса, генерал распоряжается сбросить контейнеры с «гуманитаркой», а наш герой приказывает столкнуть как раз подарочные авто. Ну а внизу речка, рыбаки пьют водку, и только приложились к чарочке, как с неба сваливается иномарка с бантиком…

И так – по всему фильму: штампы, штампы, штампы… Депутат – хам, возомнивший, что ему позволено. Его помощник – типичнейшая «шестёрка», подобострастно отрабатывающая свой хлеб. Конфликт отца с сыном – сколько раз такие видели! Причём, в фильме два конфликта отцов с сыновьями – и оба варианта не оригинальны! Конфликты в звеньях «начальник-подчинённый» также  истрёпаны-заезжены… Появляется молодая репетиторша по английскому – и адюльтер неизбежен. Над юношей-стюардом подтрунивают – значит, он совершит подвиг, и красавица, к которой он столько времени безнадёжно питал чувства, сменит равнодушие на восхищение…

Но ещё раз повторю: я понимаю, что нечто новое придумать вообще очень трудно. Современное кино – это и в самом деле совокупность некогда уже кем-то придуманного. Я хочу подчеркнуть только одно!

Отечественное кино всегда отличалось психологичностью. Сейчас мы это стремительно теряем, подменяем зрелищностью. Да, зрелищность катастрофы в новой версии «Экипажа» впечатляет больше. Однако сами герои старой версии более человечны, более объёмны, что ли. Там мы видели живых людей, оказавшихся в экстремальной ситуации. Здесь мы видим актёров, которые играют таких людей. Характер у каждого – немного в чересчур, в надрыв, в ту психологическую зону, в которой конфликт неизбежен.

Друзья мои! Я понимаю, что уже перешагнул порог возраста, когда накал брюзжания по поводу всего нового возрастает.  Что мне уже по определению положено ворчать, будто в дни моей молодости трава была зеленее, а небо – синее. Только ведь изменение климата за время моей жизни в худшую сторону – объективный факт. А потому и мои воззрения на кинематограф, быть может, также имеют право на существование?..

А впрочем, посмотрите фильм сами и определите, в какой степени я прав, а в какой мой скепсис сгустил краски.