Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции

Мурановский эксклюзив:

историческая  идентификация, а  не  имитация.

3-4 марта 2016 года в ГАУК МО “Музей-заповедник “Усадьба “Мураново” им. Ф.И. Тютчева” прошла традиционная научная  конференция. В текущем году “Мурановские чтения” были посвящены творчеству одного из самых загадочных поэтов и переводчиков н.XIX века- Евгения Абрамовича Боратынского (все свои сочинения, за исключением “Сумерек”, поэт  подписывал как Баратынский).

Конференцию открыл директор музея- заповедника “Мураново” Комаров И.А. Участников “Мурановских чтений”  представил ведущий конференции, замдиректора по научной работе  музея-заповедника “Усадьба Мураново” Сахно А.А.

В первый день работы конференции прозвучали доклады:

Можарова М.А., -  “Е.Боратынский в письмах И.Киреевского”, Мартыненко А.И. , – “Е.Боратынский в журнале “Московский телеграф”,  Сушкова И.В. – “О переводах лирики Е.Боратынского”, Астафьева М.Г.- “Е.Боратынский и А.Пушкин в Казани”,  Завьялова И.В.- “”Невоенные” приказы” Л.Н.Энгельгардта”,   Гончарова Т.П. – “А.Черевин -  владелец мурановской усадьбы”,  Круглова И.В. – “К вопросу об архитектурном облике усадьбы Мураново в период проживания семьи Л.Н.Энгельгардта”., Пацюков В.В., – “Архитектурные образы Мураново”.

После докладов участники конференции пообедали в усадебном кафе “Амбар” : им были  предложены блюда по рецептам русской кухни XIX века, приготовленные под руководством шеф-повара усадьбы.

На следующий день конференция продолжила свою работу.

Прозвучали доклады. Зобин Г.С. – “Тема кризиса цивилизации в поэзии Е.Боратынского”, Анохина Ю.Ю.- “Звуковая образность в книге стихов Е.Боратынского “Сумерки”, Скворцова Е.В., – “Неаполитанский след в коллекции музея Е.Боратынского”, Кугушева А.А., – Вековая история семьи Кугушевых – Боратынских”,  Долгополова С.А, – “Последняя владелица усадьбы Мара -А.Баранова”, Белукова В.Б. “Концепция изображения гражданской войны в произведениях Е.Чирикова и О.Ильиной-Боратынской”, Кузнецова Г.И., – “Работа с творческим наследием Е.А.Боратынского в Ашухинской библиотеке”, Стратанович А.Ю. – “Музейный ивент-менеджмент и организация праздников в музее-заповеднике”, Шапарина Е.В., – “Домашний театр в семье Путят, водевили”.

Из докладов, прозвучавших на конференции, неожиданной связью с сегодняшним днем и проблемами “общества потребления” выделялся доклад Зобина Г.С. Старший научный сотрудник  государственного Литературного музея Григорий Соломонович Зобин, посвятил свой доклад теме “кризиса цивилизаций”. Поэт Е.Боратынский моделирует возможное будущее человечества. Характерно что в 1830 е годы в том же направлении развивалась и мысль его современника  – поэта, писателя, музыковеда  Владимира Федоровича  Одоевского.  Князь Владимир Одоевский, изучив сочинения английского основоположника теории утилитаризма, философа И. Бентама, заметил, что общество прагматизма губит само себя. В новелле “Город без имени”,  поклонники Бентама, решили создать общество бесчувственного материального благополучия. Начертав на своем знамени слово “Польза”, они отплывают за океан, где можно спокойно и вдали от мечтателей осуществить блистательную систему. Отвергнув все, что бесполезно и не приносит выгоду, принимаются на дикой земле за работу.  “Что бесполезно, то вредно. что полезно, то позволено”.

Эта новелла создавалась В.Одоевским в те же годы, когда Боратынский пишет стихотворение “Последнее самоубийство”, в котором он утверждает: поиск во всем утилитарной  пользы и презрение к чувствам приводит  к потери жизни как таковой. Изначально, в стихотворении Е.Боратынского общество потребления превращает территорию в дивный город-сад.  “Сначала мир явил мне дивный сад; / Везде искусств, обилия приметы; / Близ веси весь и подле града град, / Везде дворцы, театры, водометы/”.  Однако, процветание без  духовной идеи, без чувств, без целей и перспективы превращается очень скоро в свою противоположность. И, озверевшие в беспринципной конкуренции, люди, ставят свой мир “всеобщей пользы” на грань саморазрушения: “Прошли века, и тут моим очам  / Открылася ужасная картина: / Ходила смерть по суше, по водам./ Свершалася живущего судьбина. /          Где люди? Где?!” Этот риторический вопрос  прозвучал в усадьбе Тютчевых – Боратынских более чем современно.

Поэт Е.А.Боратынский не был “мечтателем”,  он прекрасно разбирался в строительном деле, – усадьба строилась по его чертежам. Однако, развитие человеческой личности без развития в ней культуры чувств, по его мнению, заводило “человека рационального” в тупик, превращая его в хищного зверя. Это наблюдение поэта XIX века весьма актуально звучит сегодня.

Среди ярких выступлений, стоит также отметить доклад завсектором выставок и рекламы усадьбы “Мураново”  Анны Юрьевны Стратанович. Усадьба “Мураново”   может служить образцом для многих музеев России современного подхода к организации культурных программ. В наши дни, когда общественное сознание настроено на получение информации и позитивных эмоций через реконструкции, анимацию, интерактив, мастер-классы,   очень важно учитывать эти запросы и грамотно использовать потенциал музея. Сегодня посетителя одной лишь музейной коллекцией (даже построенной на уникальных и подлинных экспонатах) невозмодно “заманить”, для нынешнего “клипового сознания” это слишком скучно. Совсем другое дело, когда  музей превращается в площадку для  творческих игр, которые знакомят посетителей в жизнью и быта предыдущих столетий не только на уровне интеллекта, но и на уровне ощущений.

Праздники, проходящие в Мураново, не только позволили  музею-усадьбе собрать деньги, необходимые на хозяйственно-бытовые нужды (так, например, открыли амбар-кафе, сделали срочный ремонт “бытовок”),  но и становятся центром культурной жизни для всего Пушкинского района Подмосковья. Эти праздники подчеркивают культурные обычаи и традиции наших предков, и позволяют в них лично участвовать, примерить их на  себе, “пропустить через свои руки и тело”, такова, например, “Масленица” в Мураново: в прошлом году на масленичную неделю в Мураново со всей московской области собралось более 5.000 человек! Участники Масленицы своими руками выпекали блины по старинным рецептам, с помощью кондитеров – специалистов по изготовлению джемов, пастилы, конфитюров  и варенья (их для простоты произношения  прозвали “джем – мейкеры”),  гости делали к блинам разнообразные сладкие начинки, прыгали через костер, водили хороводы, пели песни, сжигали чучело Зимы. ъ

В Мураново проводятся и другие праздники. Среди мероприятий, подчеркивающих  историю дворянской  усадьбы, следует отметить соревнования по крокету, когда усадьбы превращается в площадку для соревнования любительских команд.

Интересны  майские  музыкальные вечера в Мураново. с участием исполнителей классической музыки из Гнесинского училища, когда под открытым небом звучит вдохновенная классика.

Один из самых популярных  среди жителей Пушкинского района Подмосковья, – проходящий в Мураново праздник “Кондитер XIX века”.  На этом празднике каждый желающий может себя попробовать в роли кондитера, и своими руками изготовить вафли с двуглавым орлом по рецепту дворянской усадьбы.

Мураново приглашает к себе зимой  на рождественские гадания и встречу Нового года. И так, от одного Нового года-  до следующего Нового года, идут праздники за праздниками. Следите за афишей на официальном сайте: http://www.muranovo-museum.ru.

Интересен был построен доклад замдиректора по развитию усадьбы “Мураново”- Евгении Шапариной “Домашний театр Путят. Водевили”. Этот доклад стал интродукцией к водевилю “Отец, каких мало” по одноименной пьесе Н.А.Коровкина. Как отметила докладчица, репертуар “домашних спектаклей” XIX  века составляли прежде всего пьесы “легкого содержания”. Не был  исключением и домашний театр Путят. Одна из театральных афиш, датированная 1857 годом, гласит: “Труппа Мурановских актеров будет иметь честь дать: “Отец, каких мало”, комедия Коровкина”. Именно эта комедия и была восстановлена в Мураново в 2015 году, так что участники конференции во многом стали свидетелями уникального спектакля, подготовленного талантливыми актерами и сотрудниками  усадьбы Мураново. По образному выражению В.М.Жирмунского, “наше литературоведение долго шагало по вершинам”, забыв, что кроме “вершин” существовала и культурная повседневная жизнь, без изучения которой, невозможно понять и оценить эпоху в целом. “Развлекательность” водевилей послужила причиной того, что им почти не нашлось места в отечественном литературоведении. Одновременно,  элементы жанра водевиля использовали в своих произведениях зарубежные (Э.Скриб, Э.Лабиш) и русские классики (Н.Некрасов, В.Сологуб, А.Писарев, А.Грибоедов, П.Вяземский, Н.Гоголь, А.Чехов). Музыку к водевилям писали известные русские композиторы (А.Алябьев, Фю.Шольц, Н.Верстовский и др). При этом, в театральных постановках 1826- 62 гг водевили составляли 40% всех пьес, что характеризует культурную среду середины XIX в  (против 7% водевилей в 1801-25гг и 13% водевилей в 1882-1897гг).  Анализ водевилей позволяет понять культурную жизнь дворянского сословия  и его отражение в постановках XIX века.

После блистательного спектакля по пьесе Н.А.Коровкина “Отец, каких мало” в исполнении труппы актеров усадьбы “Мураново” состоялось подведение итогов конференции. Выступая с заключительным словом, директор “Мураново”,  Игорь Алексанлрович Комаров, рассказал  о непростой судьбе музея, и поделился планами работы усадьбы в будущем, Музей “Мураново” долгое время находился на реконструкции, и буквально до 80-х годов XXвека не мог широко  принимать гостей. Когда же музей стал открыт для массового  посещения, приобрел популярность и вышел в рейтингах подмосковных музеев на первое место по посещаемости, случилась трагедия: пожар. В июле 2006 году музей основательно выгорел. Экспонаты удалось спасти, но не было подходящего места для их хранения, а помещение  церкви, куда перенесли экспонаты,  не обладало нужными для них параметрами по влажности и температуре. Примечательно,  что во время реконструкции музея,  администрация “Мураново” приняла решение отказаться от все более популярных нынче технологий “имитации старины” (По такой технологи, к примеру, проведена реконструкция Александровского Дворца в Царском Селе, г. Пушкин, Ленинградская область. Подлинные мраморные колонны и отделка стен дорогими породами минералов заменены имитирующей их цвет и структуру, стеклокерамикой).

Когда усадьбы сгорела, его администрацией было принято решение, любыми путями “восстановить старину”, а не имитировать ее. К счастью, удалось найти в Петербурге фабрику, где  оказалось возможным “запустить” на станках технологию изготовления шпалер и обоев XIX века. Началась трудоемкая работа по специальному государственному заказу: для усадьбы “Мураново” создавали новые  стены, идентичные  по краске и способу обработки материала к тем, что были в доме Энгельгарда, Боратынских и Тютчевых, – владельцев усадьбы “Мураново”.

Сегодня к  особой радости любителей дворянской усадьбы  XIX века, экспозиция значительно расширилась. В августе 2015 года открыли  для гостей второй этаж: у него особая история, здесь ощущается  духовный след таких  ярких личностей российской культуры как писатель , “славянофил” Сергей  Аксаков, писатель Николай Гоголь, художник  Михаил Нестеров. Все они жили или ненадолго останавливались в этой усадьбе. Парадоксальным образом, но дипломат и поэт  Федор Иванович Тютчев, имя которого носит усадьба,  в своем имении почти никогда не был: исторические документы не зафиксировали дат его приезда в фамильную усадьбу. Известно, что  любитель европейской жизни, и европейских философских салонов,  мыслитель Тютчев довольно скептично относился к деревенской жизни, и его детям никак не удавалось “заманить”  видного дипломата  и философа “отдохнуть”  на природе с  предрассветным криком петуха, блеянием коз, парным молоком и прочей “сельской идиллией”.

Сегодня, по словам директора музея, М.А.Комарова, музей – усадьбы “Мураново” работает над проектом воссоздания освещения, близкого к тому, что существовало в XIXвеке, при котором, однако, “ожившие” в свете прошлого века, экспонаты были бы отчетливо видны гостям.

“Идентификация с историей – наш конек и наш эксклюзив. Мы не  типичный музей-склад, полный пыльных унылых экспонатов, а живой дворянский дом, в котором незримо присутствует дух его прежних владельцев”, – подвел итоги директор усадьбы “Мураново”. – Приезжайте в гости, и убедитесь в этом!

Анна  Гранатова