ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ МЕНЯ 15 ФЕВРАЛЯ…
Итак, 15 февраля на Поклонной горе проходил ставший традиционным Марш Памяти. Официальную версию мероприятия я уже разместил.
А вот теперь – несколько дополнительных мыслей по этому поводу. Хотя, наверное, кое-что окажется повтором уже сказанного в моих предыдущих текстах.
Итак, в этом году мероприятие получилось очень многолюдным.
Как патриот своего Отечества, я верю, что это проявление подъёма патриотического движения в стране в целом, что пламенные слова ораторов, начиная с нашего Президента, и до чиновников и общественных деятелей, стоящих на самых начальных ступеньках иерархических лестниц, зажигательные строки публицистов и произведения деятелей культуры – все усилия в целом привели к тому, что молодое поколение осознало, как следует любить Родину и уважать её историю, массово потянулось на мероприятия в поддержку ветеранского движения. Однако как человек, который долгое время работал, как говаривали раньше, на идеологическом фронте, как человек, который немало потрудился в организациях общественных, понимаю, что главный фактор, который в данный момент обеспечил массовость, называется «административный ресурс».
Едва завершился Марш, едва начался собственно митинг, привлечённая молодёжь отпочковалась от остальных участников мероприятия, подалась в сторону и принялась деловито сворачивать принесённые флаги. Между молодыми людьми, которые обеспечивали массовость, метался сноровистый мужчина, который очень ловко разруливал ситуацию: чтобы флаги не «ушли» куда-нибудь, чтобы ребята знали, где их автобусы… Ситуация на площадке перед памятником Воину-«афганцу» мгновенно размежевалась: выступающие выступали, слушающие слушали, пришедшие пообщаться общались, выполнившие свою миссию молодые люди рассасывались к автобусам или к метро…
Грустно.
Я уже рассказывал, что помню времена, когда на такие митинги 15 февраля собирались тысячи и тысячи ветеранов. Это не преувеличение, не старческое «вот в наше время!..». Нет, это факт!
Потом с каждым годом на Поклонную гору стало приходить людей всё меньше и меньше… Несколько лет назад и вовсе казалось, что традиция сойдёт на нет – у памятника собралась всего пара сотен человек.
Ан нет же, обошлось! Нашлись резервы, и людей год от года становилось больше. http://starodymov.ru/?p=17112 А в этот раз – и вовсе мой скепсис получил болезненный щелчок по носу: потянулся люд! Пусть и такой вот, привлечённый! Всё равно лучше, чем никакого!..
А лучше ли?..
Что такое 15 февраля? Нынче этому празднику придумали название, которое и зачитать непросто, а не то, чтобы выучить. Но по сути этот день как был, так и остался Днём воина-интернационалиста. Годовщиной даты, когда наши войска покинули Афганистан.
Ладно, решили к этой дате пристегнуть все локальные и необъявленные войны, в которых участвовали наши военнослужащие. Все – не все, но кто-то из ветеранов такое объединение памятных дат принял. Не в этом дело. А дело в том, что День «афганца» – это день, когда мы поминаем наших товарищей, которые не вернулись с той войны (в данный момент я имею в виду Афганскую).
Правильная то была война или ошибочная, победная или приведшая к падению собственной страны, это уже для павших не так уж и важно. Равно как и для ныне живущих их родственниках. Люди получили приказ, отправились на войну, и там погибли. Помнить о них – наш долг. Долг не государственный, не общественный, не меркантильный, не какой ещё – долг нашей совести, нашей души, чего-то такого у нас внутри, что выносит приговор нашим поступкам.
Конечно, в повседневной кутерьме мы не всегда помним о ком-то или о чём-то, о чём забывать, в общем-то, не следует. Человек живёт здесь и сейчас, и хотя прошлое нас никогда не отпускает, но и жить исключительно прошлым тоже невозможно. Есть ветераны, которые так и застряли в прошлом, но таковых не так много, да неправильно это, если разобраться.
Вот для того и нужен День Памяти! Чтобы человек остановился, оглянулся, задумался, вспомнил… Вспомнил тех, кто не вернулся с войны, кто ушёл после неё, пересчитал оставшихся… Кому позволяет здоровье – поднял за упокой чарку, кто уже своё выпил, обратился к Памяти мысленно…
Наверное, примерно так же рассуждали наши предки, когда задумали Красную горку – день поминовения ушедших!
Для того и нужен этот Марш, для того мы и собираемся!
На Поклонную должны приходить только по зову сердца, по велению души!.. А отнюдь не по разнарядке неких руководящих структур.
Если приходить сюда не видят нужды собственно ветераны, то какой воспитующий эффект может принести эта массовка-«обязаловка» для юного поколения?.. Не знаю, не уверен…
Вот ведь что характерно!
После Поклонной горы проходило возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду. Я отправился туда. И увидел, как ветераны – при параде и орденах – направлялись к Кутафьей башне, через которую попадаешь в Кремлёвский дворец съездов (то бишь Большой Кремлёвский дворец по-нынешнему), где в тот день проходил традиционный вечер.
Вот и ещё одна линия размежевания. Ветераны, которые имеют возможность попасть на вечер для избранных, не считали нужным с утра приехать на Поклонную. Там холодно, долго идти, ещё на митинге стоять!.. Уж лучше сразу в сияние кремлёвских залов, где тепло и уютно.
http://starodymov.ru/?p=13188 (Это публикация двухлетней давности).
Среди тех, с кем я разговаривал на Поклонной горе, многие говорили, что собираются на вечер в «Лужники». Оно и в самом деле – там демократичнее. Я могу сравнивать – бывал и там, и там.
http://starodymov.ru/?p=8825 (А эта – и того больше: трёхлетней!).
Разумеется, можно обязать ветеранов: билет в Кремль выдавать только после митинга на Поклонной горе – тогда приедут, как миленькие приедут!.. Но разве ж это выход?.. Повторюсь в очередной раз: к монументу Воину-интернационалисту ветераны должны приходить по зову сердца, а не по приказу! Нет внутреннего позыва – и не приходи! Это тот самый случай, когда лучше меньше, да лучше. То бишь, искреннее!
…А ещё я думал во время митинга вот о чём.
Как я уже не раз подчёркивал, я не оратор и не любитель выступать. Однако быть ветераном, и состоять в общественной организации ветеранской автоматически предполагает, что хоть иногда, а выступать приходится. Худо-бедно, тему для выступления я находил всегда.
Но вот если бы мне довелось выступать на митинге 15 февраля, вот тут бы оказался в затруднении. Оно, конечно, знаю, о чём бы заговорил – именно о памяти о павших, об оставшихся там… Но никак не в том ключе, как говорят обычно.
Вот начинают: мы, мол, выполнили свой долг… Когда-то по молодости я безропотно принимал такую формулировку. Считал её своего рода священной коровой, задумываться о священстве которой не полагалось. Но потом, со временем, почувствовал какую-то нелогичность во фразе, неточность, что ли… Вот скажите: в чём состоит долг человека с ружьём?.. В том, чтобы защищать свою Родину, свой дом, своих близких.
А Афганская война?.. Там шла война за интересы своей страны, но не по защите её. Оно, конечно, за интересы также нужно воевать, но только ключевое слово в этом случае требуется заменить. Для солдата война не по защите, а за интересы является ОБЯЗАННОСТЬЮ, но никак не ДОЛГОМ. Скажете: казуистика?.. Может, и так. Но мне лично кажется использование именно такой формулировки точнее.
А ещё ораторы любят говорить о том, что та Афганская война остановила поток наркотиков и задержала разгул терроризма.
Вот можете верить, а можете нет, но мне очень-преочень хочется верить, что так оно и было. Но как-то не верится. Я не знаю, что было бы, если бы всё пошло иначе. Но я знаю, к чему привело развитие ситуации, которому являлся свидетелем и в некоторой степени участников. А именно: Афганская война способствовала тому, чтобы США и их союзники посадили ростки исламского терроризма, которые расцвели нынче буйным цветом. И она же способствовала обвальному нарастанию кризиса в общественно-политической жизни Советского Союза, который привёл к его развалу. Это я знаю. И о какой победе можно говорить?
И по наркоте… До нашего похода «за речку» об этой заразе у нас в стране мало кто знал. Она хлынула в Россию именно с подачи Афганистана.
…В моём представлении эти понятия чётко разделены. Солдат честно выполнял свои функции, армия воевала… Но в целом война оказалась проигранной. Только проиграла её не армия, не Солдат, а политики. Мы потерпели поражение не в предгорьях Гиндукуша, а за стенами Кремля.
По сути, все межэтнические конфликты, которые продолжают тлеть или гореть на территории разваленного Советского Союза – это очажки от разворошённого афганского пожарища. То, что НАТО вплотную придвинулось к границам России, которая задыхается под бременем санкций – это прямое следствие решения на поход «за речку» Ограниченного контингента.
Вот о чём я говорил бы, если бы меня обязали выступать в День воина-интернационалиста. Конечно, я не оратор, но тут не это главное. Как бы коряво я ни излагал свои мысли, они не понравятся никому: ни функционерам ветеранского движения, ни самим ветеранам.
Функционерам – понятно. А вот рядовым ветеранам… Абсолютному большинству из них живётся несладко. Им гордиться хочется своим боевым прошлым! Нехорошо это – по Памяти, да грязной тряпкой!.. Друзья мои, я ж не покушаюсь на память каждого участника той войны. Я – о войне в целом!
Мировое сообщество на излёте 70-х поставило СССР в отношение Афганистана перед выбором, когда оба варианта развития ситуации представлялись один хуже другого. Наши престарелые вожди выбрали тот, который знаем мы.
Им уже не стыдно за принятое некогда решение. И нам нечего стыдиться того, как мы его выполняли.
…Помните расхожую шутку, кочующую по множеству анекдотов: «А вы хотите об этом поговорить?». Нет, я не хочу говорить о том, что для меня – 15 февраля. По причинам, которые только что привёл.
К записи "День Воина-интернационалиста. Мысли пост-фактум" пока нет комментариев