ПОСТИЖЕНИЕ ПОЭЗИИ

Как уже сообщалось, в Доме творчества писателей в Переделкино проходило Всероссийское совещание писателей, пишущих на военную тему. В ходе Совещания состоялась встреча с поэтом Виктором Кирюшиным, секретарём Союза писателей России, заслуженным работником культуры России.

Виктор Фёдорович рассказал о себя, о своём творчестве, о своих учителях на литературном поприще, о своих товарищах, которые ему помогали в жизни и развитии как поэта…

Он читал стихи – свои, а также любимые произведения коллег, память о которых особо чтит…В стихах – размышления о Родине, о современной России, о родимой природе, о творчестве, об ответственности поэта за свои произведения, о том, что ждёт нас «за чертой»…

Впрочем, рассказывать о стихах – дело неблагодарное. Их нужно читать. Или слушать. Но никак не читать пересказ.

А вот некоторые рассуждения Виктора Кирюшина показались мне очень интересными. В первую очередь – о современной поэзии. Вот их пересказать я возьму на себя смелость. Даже не сами мысли и рассуждения поэта, а то, как я их услышал, какие ответные мысли и чувства сказанное вызвало во мне.

Сейчас много появилось молодых поэтов. Вернее, много молодых людей, которые пишут стихи. Или то, что они сами понимают под стихами. Потому что многие юные пииты считают стихами кое-как срифмованные строки.

Спроси у такого молодого человека, кого из маститых коллег по творческому цеху он знает – и мало кто назовёт хоть одно имя. А уж поинтересоваться, кого из стихотворцев он читал – то уж и вовсе поставить его в тупик! Зачем? – прорежется в его очах недоумённый вопрос! Я и без этих замшелых ретроградов всё знаю!..

Что, не сталкивались разве с подобным отношением к литературным традициям?..

Но ведь речь идёт не о тщеславии, не о том, чтобы связать крылышки юным дарованиям путами отживших литературных догм! В каждом деле, что в ремесле, что в творчестве, существуют основополагающие нормы… Конечно, ими можно пренебречь, особенно в творчестве (в механике, скажем, это сделать труднее).  Однако отход от литературных норм неизбежно влечёт за собой и резкое сужение круга читателей. Соблюдение некоторого набора общепринятых правил в творчестве являются своего рода гарантом, что произведение хотя бы потенциально может заинтересовать максимально обширную аудиторию.

Вот, скажем,  пошла мода сейчас у некоторых «новаторов» от стихотворчества: писать без заглавных букв и знаков препинания. И что?.. Ну, самовыразился поэт… Но читать-то кто станет эту бесконечную низку слов?.. И даже если разок осилил, следующее «произведение» уж точно проигнорируешь.

Интернет, неимоверное количество в нём поэтических площадок оказали молодёжи медвежью услугу.  Сегодня можно опубликовать любое сырое и полуграмотное стихотворение в виртуале, и тешить себя тем, что народ бумажную литературу читает всё меньше. И в этом они правы – по форме, конечно, не по сути. И именно это их правота заставляет нас с тоской смотреть на литературу завтрашнего дня.

Среди необозримых потоков низкопробной псевдопоэзии островки подлинных стихов нередко остаются незамеченными. И по-настоящему одарённого молодого автора в этих условиях Большая Поэзия может попросту не заметить!

Да и как его заметить, это дарование? Сейчас много пишущих – да мало читающих! Различные поэтические встречи проходят кулуарно, эдакие междусобойчики, на которых все друг друга хвалят, и нет настоящего творческого обсуждения написанного.

В моей биографии имел место такой случай. Некий молодой журналист принёс для публикации в журнале, который я тогда возглавлял, некий материал. Фактура содержалась в нём хорошая, однако текст нуждался в доработке. Отредактировав его, я пригласил к себе автора и начал с ним разбирать каждое исправление. Немного послушав, молодой человек встал и сказал, что, мол, его и без всяких исправлений публикуют в изданиях (он назвал, каких именно). Больше мы с ним не встречались. Однако пару-тройку раз мне попадались в руки его публикации, и я видел, что парень так и остановился в своём творческом развитии на первых ступенечках.

Но то – публицистика, там, в конце концов, высокий творческий полёт упомянутому  молодому человеку особо и не нужен. А в поэзии – как без него, без полёта?!.

Однако и тут тот же подход: а зачем работать над словом – и без этого можно опубликоваться!

Виктор Кирюшин по этому поводу высказался определённо: чтобы оценить истинное дарование поэта, нужно прочитать его произведения. Но где их прочитать? Попробуй-ка в интернете отыскать сайты, на которых публикуются хорошие стихи!.. Проблема!..

А ещё Виктор Фёдорович говорил о литературном редактировании. В период расцвета советской литературы при каждом издательстве имелся целый штат высококлассных специалистов этого профиля. Лучшие мастера пользовались среди писательского люда особым авторитетом, на них имелся особый спрос.

А в 90-е, когда издательства оказались вынужденными бороться за выживание, именно мастера редактирования оказались первыми, кого принялись увольнять. И оправдание нашли: мол, подлинному таланту редактура не нужна! Ага, как же! Тут-то как раз наоборот: редактура необходима каждому произведению, а именно талантливому автору и редактор нужен высшего класса.

Ну а сегодня мы пожинаем плоды той экономии. Произведения – что поэтические, что проза – выходят в авторской версии. Благо, если автор обладает каким-никаким чувством слова. А если начинающий?.. Выйдет его книга со всеми огрехами, и включается механизм закрепления их в представлении автора о том, как можно и должно писать. То есть: как написал, так и опубликовано. Так зачем тужиться над словом?..

Так вот и выходит. Молодые поэты, начиная пробовать свои силы на творческой ниве, оказываются перед выбором. Встречаться с маститыми товарищами, читать поэтов ушедших, нести свои работы литературным критикам, выслушивать их наставления, мучиться над каждой рифмой и образом… Да ещё возьмётся ли издательство публиковать никому неизвестного автора – тут и известных-то не особо печатают!.. Или второй путь: сразу заплатить за издание своего сборника. Результат один и тот же: заплатил – опубликовал. А вот путь к нему разный: один через тернии, другой – по дорожке из рублёвых купюр.

Вот какие ответные мысли вызвали у меня рассуждения поэта Виктора Кирюшина, когда он разговаривал с молодыми писателями.