4 августа. Вытегра: Мариинская водная система и подводная лодка

Круиз Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород.

25 июля – 7 августа 2015 года.

Теплоход «Александр Пушкин», турфирма «ВодоходЪ».

Этот крохотный населённый пункт трудно найти даже на самой подробной географической карте России. Однако остановка у пристани Вытегры оказалась настолько интересной, что я даже не ожидал!

Прежде всего, здесь расположен музей, в котором рассказывается о Мариинской водной системе, и вообще об истории прокладки водного пути из Волги на Север, а также сохранились остатки той самой «Мариинки».

Разумеется, историю я пересказывать не буду. Кому интересно, и сам найдёт куда более компетентный рассказ, а кому не интересно, тот в любом случае читать не станет. Потому я – предельно коротко.

Когда Пётр I основал Санкт-Петербург, и вообще начал осваивать северо-западный регион страны, возникла острая нужда в доставке сюда грузов с юга. Телегами много не привезёшь, тем более, что и хороших дорог между столицами – старой и новой – ещё не существовало. О железнодорожном транспорте Пётр не подозревал, а то бы, наверное, заставил построить. Шутка.

Оставался водный путь. Начались изыскания. Инженеры пришли к выводу, что наиболее приемлемый вариант пути – это из Волги по Шексне до Белого озера, а там далее на север через водораздел до Вытегры и затем в Онежское озеро, и далее по Свири через Ладожское озеро в Неву. Проблема состояла в том, что из всех перечисленных рек только по Неве судоходство было доступно. Остальные реки изобиловали порогами. Соответственно, ещё в XVIII веке начались работы по прокладке в бассейне Онежского и Ладожского озёр каналов и строительству шлюзов.  В конце концов, к середине XIX века сложилась целая система гидросооружений, которые позволяли переправлять грузы баржами из южных губерний страны в северные земли европейской части страны – вплоть до Балтийского и Белого морей. Вот эта-то система и получила название Мариинской.

Частично каналы действуют и поныне. Ну а там, где нужда в них отпала, они или вовсе исчезли, или превратились в заросшие пруды.

Что касается шлюзов, то они не сохранились вовсе – их заменили современные гидротехнические сооружения.

Во время описываемого круиза мы прошли одиннадцать шлюзов – сначала туда, а потом в обратном порядке. Каждый из них поднимал нас от десяти метров и более. Понятно, что в стародавние времена такие перепады уровня воды обеспечивать не могли. Потому шлюзов по всему пути стояло куда больше, и ставили их не для поддержания общего уровня воды в водоёме, а для решения конкретной задачи: обеспечить преодоление данной конкретной отмели, данного опасного порога.

А теперь представим. Северные реки – порожистые и с сильным течением. По ним движутся баржи – по течению чаще самоплавом, против течения их тянут лошади или бурлаки. В любом случае обязательно караван ведут лоцманы – без них баржа непременно сядет на мель, и велика вероятность того, что груз окажется разграбленным. Регулярно приходится шлюзоваться, по одной барже.

В результате поначалу время в пути от Рыбинска до Петербурга составляло до полугода! Потом постепенно водный путь совершенствовался, появились пароходы… И время начало неуклонно сокращаться, чтобы прийти к нынешним трём-четырём суткам.

Вот в семи абзацах я схематично изложил историю Мариинского пути – от Петра до сегодняшнего дня. Оно понятно, что нынешний Волго-Балт это не Мариинка, но  построен он на той самой основе.

Вот об этом нам  рассказали в Вытегре. Здесь стоит самая нижняя плотина на пути из Белого озера в озеро Онежское.

Во-о-он туда нам предстояло подняться

Когда мы отплывали из Вытегры вверх по течению, я смотрел на тянущуюся далеко впереди цепочку холмов. Это и есть водораздел, который разделяет бассейны этих озёр. Его и требуется преодолеть, поднять судно на такую высоту, чтобы, преодолев его,  начать спускаться к Волге.

Но отправлялись мы позже. А пока – прошлись по городку.

Особенно позабавил обелиск, установленный в честь 50-летия комсомола.

Во мне подобные памятники прошлого будят ностальгию. Понятно, по молодости… Но не только. Как ни суди, а только за эти четверть века мы утратили самое главное: уверенность в завтрашнем дне! В нашей стране победившего олигархического капитала  мы не верим никому и ничему: политикам, рублю, экономике… А в те времена верили: пусть не политикам, но в целом политике, Сбербанку, тому, что не останешься без жилья, что при желании всегда сможешь заработать… Нет, я понимаю, безобразий и тогда хватало… Но я был молод, и знал, что они, безобразия, преодолимы. Теперь я не верю в будущее.

Вот что для меня – подобные обелиски.

А потом была подводная лодка.

Я не представляю, как её сюда притащили с Балтики. Но только в Вытегре стоит настоящая субмарина, превращённая в музей.

Никогда ранее не доводилось мне бывать внутри подводной лодки.

Клаустрофобией я не страдаю, и легко могу переносить замкнутое пространство. Но, друзья мои,  не в такой же тесноте! Вот в этой стальной сигаре располагалось до 80 человек экипажа. Крохотные каютки для командира и секретчика, для акустика и ещё кого-то… А остальным приходилось спать прямо в боевых частях, над торпедами, например.

Я поднялся на ходовую рубку… Но там ведь и одному стоять проблемно!..

Вся лодка сконструирована для выполнения боевой задачи, но никак не для удобства проживания экипажа.

Нет, друзья мои, быть подводником, конечно, престижно и почётно, но… В общем, низкий поклон вам и искреннее уважение – всем, кто избрал для себя судьбу моряка-подводника! Однако не для меня такая романтика, не для меня!..

Очень интересной оказалась остановка в Вытегре! Спасибо «Водоходу»!