«ЧЕСТЬ ИМЕЮ!».

ФИЛЬМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ – НАЗВАНИЕ НИКУДЫШНОЕ

По телевидению в очередной раз показали фильм «Честь имею!». И в очередной раз не могу удержаться от того, чтобы не сказать о нём несколько самых добрых слов.

Считаю эту картину лучшей лентой о Чеченской войне. Несмотря на совершенно неудачное название и некоторые явно искусственные фрагменты, написанные другой рукой, вставленные в цельное и замечательное художественное полотно.

Прежде всего, чувствуется, что автор идеи и автор сценария, Сергей Щербаков, прекрасно владеет ситуацией, он показал войну со знанием дела. Быт и будни нашего подразделения точны даже в самых мелких деталях. Такого искусственно не придумаешь.

Вот мои впечатления о картине – без системы и непричёсанные.

Вспышка гнева у Числова – это в самую точку! Сколько раз мне довелось выслушивать в той же Чечне рассказов, как ради таких вот «наблюдателей» что-то делалось не так. Что руководители всех рангов больше боялись проверяющих и «правозащитников», чем вражеских пуль. Сколько смертей случилось по причинам, совершенно не связанным с боевыми действиями и выполнением боевых задач!.. Да, мне (к счастью!!!) не доводилось стать свидетелем ситуации, показанной в фильме. Однако ситуаций, когда боевых офицеры были близки к такому срыву – хватало.

Как точно показан фрагмент, когда обнаружено тело убитого Малька!  Вот он – друг, с которым столько соли съедено, на боевые хожено!.. А его товарищи обсуждают, как его сдёрнуть с места, чтобы не стать жертвами диверсии. И говорят буднично, будто и нет здесь этого тела человека, принявшего столь лютую смерть.

А насколько замечательно (пронзительно-замечательно) показан контраст между мирной жизнью в мегаполисе и полевым лагерем и смертями. Здесь голые дядечки танцуют на потребу ухоженным богатым дамочкам – а там месят грязь разномастно обутые солдатские ноги. Здесь халдей в перелине следит, чтобы никто не потревожил покой обитателей гостиницы – а там простые парни в закопчённых куртках (в армии их называют бушлатами, хотя и неверно это слово) дежурят у гнутого шлагбаума.

И ведь можно понять того отставного офицеры (котором «попёрло»), который не захотел возвращаться на войну и стал обычным альфонсом при богатой вдове. Войну романтично созерцать по телевизору, а в жизни – не дай бог никому!

В фильме несколько фрагментов, снятых просто блестяще.

Один из самых (если не самый) сильных по своему трагизму – это сцена, когда Числов и сотрудник военкомата приходят к матери погибшего солдата. Сколько этот эпизод длится? Минуты три, наверное. Но ведь всю душу выворачивает, горло сжимает! Эти три человека: Числов, которого без вины мучают угрызения, сотрудник военкомата, у которого «нет психики» и который благодарит бога, что у него нет сыновей, и мать, которой больше некого ждать… Душу рвёт сцена, наизнанку выворачивает!

Ни в одном другом фильме про войну я не видел другой подобной сцены, настолько великолепно (трагично-великолепно) сыгранной!

И тут же, параллельно, показывают, как сепаратисты обсуждают расценки за смерти, за убитых и сбитых… Цена за убитого рядового солдата не звучит вообще. Ты понимаешь, читатель?!. Вот этот парень, из-за которого убивается мать, все те парни, что на протяжении фильма гибнут постоянно – их жизни в табели расценок на убийство даже не значатся!

Вообще, конечно же, можно сказать, что фильм несколько искусственно контрастен. Актёры сыграли великолепно, и снято всё прекрасно, так что то, о чём я сейчас скажу, ни в коем случае не числю в минус картине.

Но тут едва не каждый герой – не сам по себе, а он некий символ, обобщённый образ ситуации.  Числов – честный умный офицер, мятущаяся душа. Его более молодой друг – тоже умный и тоже честный, только более прямолинейный. Сепаратисты – один циничный добытчик денег, другой безжалостный убийца-прагматик, третий интеллигент; но они оказываются в одной упряжке. Тот, которому «попёрло», тоже символ человека, сделавшего выбор в пользу личного благополучия, и ведь как показан – не осуждаешь его за этот выбор. Солдаты – не масса, а каждый – индивидуальность!.. Даже мимолётная девушка-педагог из парка – и та символ того, что ей страшно, а так хочется на кого-то опереться!..

Скажете, что некоторые образы схематичны?.. Может, и так. Только если охватить картину в целом – вон какое полотно получается многоплановое и цельное!

Обратите внимание: многие фигуры появляются на экране только на несколько минут – а как запоминаются!..

Мои собеседники, с которыми я разговаривал о фильме, во всяком случае, некоторые из них, с иронией восприняли знакомство простого офицера с бизнес-леди и то, как она пыталась его удержать при себе. Скажу, что в моих глазах, эта сюжетная линия как раз достоинство фильма. Без неё он бы много потерял.

И дело даже не в пикантности ситуации. Прежде всего, жизнь нам постоянно показывает, что ей по силам устроить и не такую ситуацию. Но не это главное. Главное в том, что для бизнеса (показанная красавица только олицетворяет его) безразлично, как и на чём делать деньги. Не то же сейчас происходит на Украине?.. Вполне такие симпатичные люди, которые умеют любить и сопереживать конкретным персонам, в то же подкармливают войну, вкачивая в неё средства – «Это бизнес!». Да, эта красотка может легко уладить вопрос с переводом своего возлюбленного к новому месту службы, а то и вовсе устроить ему увольнение в запас, она искренне жалеет людей на войне – но она же является спонсором той же войны. Равно как и некий загадочный «общий знакомый из Москвы».

Вот ради чего она понадобилась сценаристу – эта бизнес-леди.

А теперь перенесёмся снова на войну. Режиссёр это делает легко, и тем самым расчудесно показывает контраст жизни – здесь и там.

Какой трогательный момент сделали авторы фильма из веточки яблони! И потом она, эта веточка, лежит в грязи, и по ней топчутся тяжёлые солдатские «берцы»… И снова ноет сердце по очередной жертве этой войны.

Сколько я кочевал по войнам – и могу сказать совершенно определённо: собственно в бою людей гибнет меньше, чем от так называемых «небоевых потерь». Глупости, случайные выстрелы, невесть кем и когда поставленные мины, шальные пули, механик-водитель не справился с управлением, попытка разобрать мину или снаряд… Да мало ли!.. На протяжении фильма гибнет много ребят. Но до финального жуткого боя – много ли из них в настоящем бою?.. И приходится признать, что создатели фильма ещё приукрасили реальность!

Ну а фрагмент, когда офицер столкнулся с сепаратистом, пришедшим в свой разрушенный дом за своим свадебными фотографиями!.. Этот опущенный автомат – он дорогого стоит!.. «Загостились мы здесь…».

И – иное. Когда прапорщик-казак общается с мятежниками по рации. Это ж тоже правда!..

На войне нет единой универсальной правды. Тут у каждого – своя правда. Даже у людей из одного лагеря. А уж если принять во внимание и участников конфликта с другой стороны!..

Я лично осуждаю преступления, совершаемые на войне. Я осуждаю саму войну. Но я никогда не стану осуждать Солдата на войне как такового, на чьей бы стороне он ни сражался. Он не развязывал этой войны, он не выбирал её, она ему, по большому счёту, не нужна.

Вспомним солдата, который плачет, после того, как от растерянности не смог поговорить с мамой по спутниковому телефону! Ведь совсем ещё мальчишка! Он ещё жизни не видел! А уже умеет убивать, и постоянно ходит рядом со смертью. Ну куда это годится!..

Помните короткий фрагмент совместной операции десантников и бойцов Внутренних войск?..  Уверенные в себе умелые дядьки – и не видевшие жизни пацаны!

А я ведь и в самом деле видел такое в Чечне!.. Особенно в Первую кампанию.

Эх, Россия, Россия!..

…Я уже писал, что финал картины явно написан другим автором, и считаю его крайне неудачным. Равно как и название – неудачно.

А в остальном кино – отлично!

Молодцы создатели!