Анна ГРАНАТОВА

В синем жестком переплете.

МИНУС ЛИКБЕЗ ВСЕЙ СТРАНЫ.

Ошалевший парень в полосатой майке и с вихром взъерошенных светлых волос, грохоча по железным лестничным ступенькам, кроссовками, влетел в типографию, и швырнул на стол администратора увесистую пухлую пачку.

- Надо заменить обложку, – решительно заявил он, – Вместо мягкого переплета с нас требуют жесткий.

Администраторша, эдакая рыжеволосая козявочка в черных сапожочках на шпилечках, и туго обтягивающих пятую точку, потертых джинсиках, вскинула глаза на клиента.

- Вы хотите эту работу поставить в жесткий переплет?

- Именно, – Парень размахивал  руками, будто издалека звал кого-то.  – Требуют в деканате. Сколько времени ждать?

- Да уж придется подождать! – Надменно уронила администраторша,  -  Видите, – и она кивком огненной головы указала на меня, –  Тут очередь! Сейчас клиенты, за переплетом, просто валом валят. Конец года же во всех ВУЗа. Вот и несут нам дипломные работы. – Она сделала небольшую  паузу, заглатывая воздух для следующей тирады, – Тоннами несут. Корешков на всех не хватает. Погодите, какой у вас объем работы? Для такого объема у нас только красные корешки остались.

- С нас требуют синие. Надо сделать, как они хотят. Жесткий, синий переплет. А то диплом не зачтут.

Администраторша развернулась на каблучочках, шагнула к шкафу, в котором хаотично лежали скоросшиватели, пачки визиток, календари, компакт- диски, рамки для фотографий…  Она открыла нижнюю полку, и та жалобно скрипнула.

- Нет для вас синего переплета, – Вердикт был неумолим. – Все уже разобрали. Только красные. Синие есть только на большой объем работы, о  двухсот листов.

- Для диссертаций, что ли? – Парень презрительно скривил рот, – Ну,  мне это не грозит…

- Это, молодой человек, многим не грозит. Но для вашего случая остались лишь красные переплеты.

- А черт с ним!  – Парень вновь взмахнул рукой, приглаживая вихор., – Красный так красный. Главное, чтоб жесткий. Будет не диплом, а Красная Книга! Только не звериная, а инженерная. Ха! Авось, зачтут. А то все этому деканату не так, то много цитат из интернета, то обложка не подходит…

Он оставил работу на блестящем администраторском столе, и его кроссовки загрохотали по лестнице теперь уже наверх, типография располагалась в подвальчике.

Шумел вентилятор, гоняя теплый воздух, и ризограф отшлепывал все новые и копии брошюр. На другой машине выводили на печать виниловый холст с портретом какого-то самовлюбленного юноши, – на холсте пропечатывался гусарский профиль героя, одетого по военной моде прошлых лет в роскошный темно-синий мундир с золотыми эполетами.

- Фотомонтаж, – Пояснила администраторша, заметив мой изумленный взгляд, прикованный к выплевывающемуся из чрева машины, оттиску молодого героя, – Этот парень на днях закончил какое- то  там училище, успешно сдал все экзамены,  и родители ему такое заказали в подарок.

- Военное училище?

- Нет, что вы! Обычное. Там на менеджеров учат. Заказчики сказали, что он восхищается военными, особенно теми, что были раньше, любит фильмы про гусаров, про декабристов, ну там “Звезда пленительного счастья”… Фотку принесли обычную, он там деревня – деревней. Наш художник ему целую неделю эти эполеты пририсовывал.

- Любые капризы за ваши деньги?

- Именно.  – Администраторша встряхнула огненной гривой. – Иначе у нас заказов не будет. Клиенты, знаете, какие странные бывают? На днях принесли заказ, на визитки. Главное условие – чтоб побогаче. Чтоб визитка выглядела как диплом наградной из Кремля. Нам смешно, конечно, все эти игрища “поколения пепси”, когда атрибутикой глаза друг другу пудрили остались в прошлом, ну а куда деваться? Ведь это живые деньги! Клиент готов платить за свою глупость. Ни логотипа у заказчика, ни внятного названия организации… На переговоры пришел с дешевой и старой сумкой, ободранной на углах, в засаленной рубахе…

- Визитка, чтоб пыль в глаза пустить… Взяли заказ?

- А то! Придумали ему супер-визитку, даже не на бумаге, а на пластике, расцветили ее во все цвета радуги. А то, что на скользком пластике нельзя ничего подписать, ни ручкой ни карандашом, – ни номера телефона ни электронной почты, клиента не волновало. Мы его предупредили об этом. Ведь все деловые люди указывают лишь часть информации о себе. Другую часть, – подписывают. Если надо. Но этому было важно другое, – чтоб визитка убивала наповал.

Девушка вернулась к ризографу, взяла в руки несколько удостоверений, и принялась их укладывать стопками. На красных кожаных “корочках” красовался золотой двухглавый орел, а внутри – триколор и какое-то пафосное и длинное название организации со словосочетанием “государственный комитет…”

В ожидании собственного заказа, я маялась возле стойки. и мой взгляд невольно перешел на несчастный диплом, предназначенный для жесткого переплета. Невольно я прочитала, что значилось под прозрачной пленкой “мягкой обложи” на титульном листе.  А значилось там буквально вот что:

Министерство образования и науки России

Московский энергетический техникум

Дипломная работа

Сестема работы трансформатора.

На пару секунд я потеряла способность не только говорить, но и мыслить. Это ж чему парень учился в начальной школе, чтобы  заканчивая техникум, так писать слово “система”? Наверно, именно эта ошибка и не понравилась руководству,  и парня отправили переделывать титул. Но впрямую не сказали, мол, с такими “ляпами” на титульном листе даже школу не заканчивают! И что удивительно! Парень не удосужился перечитать на титуле название собственной работы… Да и собственной ли? Для него главное – жесткий переплет, чтоб обложка была синяя,  “по формату”.

И это только обложка диплома, новоиспеченного специалиста по электрике, повелителя транзисторов и проводов. А что внутри? Вспомнились “Искатели” Д.Гранина. Целый научный институт создает “Локатор” поиска повреждения электропровода, обнаружения места утечки электричества… В финале романа, простой “дядя Вася-инженер”, электрик без высшего образования, привыкший, утопая по колено в грязи искать в земле поврежденные электропровода, помогает “Локатору” состояться. Полуграмотный работяга лучше высоколобых ученых, запутавшихся с “лабораторными экспериментами” знает, как использовать великолепный прибор на практике.

Ощущение, что сегодня научный эксперимент повернут в обратную сторону. Становится ясно, почему на лестничной клетке на электрощите постоянно вышибает пробки, отчего все время перегорают в подъезде лампочки, и мы  погружаемся во тьму…

Система образования дала явный перекос даже без ЕГЭ и прочих “улучшений”. Не только наши энергетики. но и другие “спецы” упорно стремятся к грамотности, начала XX века, когда по данным социологов, скажем, таких, как А.Г.Рашин, 40% населения не умело читать и писать, нынешнюю тенденцию можно охарактеризовать “электрификация минус ликбез всей страны”. Потому что синий жесткий переплет стал самодостаточным условием, чтобы назваться профессионалом.

И никакой год культуры не поможет…