С ВНУЧКОЙ ПО КУСКОВО

Когда к нам в очередной раз на выходные приехала внучка, я решил, что пора несколько разнообразить нашу с ней культурную программу. А именно: куда-то нужно Вероничку сводить (свозить), чтобы она обогатилась восприятием прекрасного.

Это не значит, что она им, прекрасным, обделена, вовсе нет. Просто Москва настолько богатый на красоты город, что при желании полюбоваться здесь всегда найдётся чем.

Вот тут-то я понял, что до сих пор не удосужился сводить внучку в усадьбу Кусково. А ведь она совсем недалеко от нас! Племянников туда водил, когда они приезжали с Украины, а вот родную внучку – не удосужился.

Ну что ж, отправились. Благо, погода позволяла. Даже жарко было, чересчур для мая.

Итак, Кусково.

Впервые об этой усадьбе я прочитал в романе-эссе Владимира Чивилихина «Память». Лукавить не стану: рассказ об архитектуре усадьбы и особенностях паркового искусства крепостных крестьян не стал для меня самым интересным фрагментом книги. И всё же восхищение писателя этим ансамблем запало в память.

Что и говорить: здесь и в самом деле всё прекрасно. И внутреннее убранство, и продуманность интерьера, и картины, и шпалеры, и вазы, и посуда, и мебель, даже портативный орган…

На удивление благожелательные смотрительницы залов – было бы несправедливо не сказать о них несколько добрых слов. Довелось мне какое-то время назад побывать в Историческом музее. Возник вопрос. Обратился к смотрительнице. Она буркнула устало, что, мол, вон бумажка, там всё написано.

Здесь – иное! Как будто служительницы усадьбы прониклись самим великосветским духом её. Или тут иная закономерность: усадьба принимает к себе в служительницы именно таких женщин – благожелательных, от души предлагающих помощь посетителям. А ведь нас, пришедших полюбоваться прекрасным, в этот майский день оказалось немало!..

Здесь бродила экскурсия ребят, судя по говору и именам, из какого-то южного региона России. Была группа ребят, судя по всему, перешедших из четвёртого в пятый класс – самый шумливый и непоседливый возраст. Встретили мы тут же свадьбу – и пожелали счастья молодым. Возле павильона с павлином толпилась небольшая компания мамаш с детками – малышня прижималась к решётке ограждения, взрослые судачили о своём, но и те, и другие ожидали, что птица расправит-таки свой шикарный хвост. Не дождались.

Кроватка маленькая какая-то...

Цена посещения усадьбы более чем щадящая. Тем более, скидки имеются… Мы с внучкой по совету кассирши взяли билеты в Большой дворец, а также в Грот. Не пожалели.

Дворец – он и есть дворец! Прекрасные залы, гостиные, кабинеты, картинные, уборные, опочивальни…

Внучка-то взрослая какая!..

В спальне я лично почувствовал себя немного неуютно. Как можно спать в такой большой комнате, да к тому же проходной?.. Оно, конечно, за мою военную биографию, где только ни доводилось ночевать, но всё же в моём представлении спальня должна выглядеть несколько иначе. Хотя… У богатых (и уж тем более у баснословно богатых, каковыми были Шереметевы) – свои причуды. Вспомнилась знаменитая фраза из «Двенадцати стульев»: ну чем можно пролетариату заниматься на такой, с позволения сказать, кровати?.. Здесь в опочивальне стояла кровать более чем скромных размеров, коротенькая какая-то, я бы не поместился, да и односпальная к тому же. Имелась, скорее всего, во дворце и иная спальня, тем более, что Шереметевы известны не только богатством, но и любвеобильностью.

На что ещё обратил внимание. Из уборной (то есть комнатки, в которой приводили в порядок свои уборы, ну и косметику всякую накладывали) имелся прямой выход в парк. Оно, в принципе логично: во время прогулок по парку непременно возникнет необходимость что-то поправить в своём туалете!

Как изменился наш язык! «Уборная», «туалет»… О нынешнем значении этих слов я ничего не пишу – только о классическом понимании!

Так вот, поправить в своём туалете… Сам дворец устроен так, что в нём на первом этаже почти все комнаты – проходные. То есть даже при желании особо не укроешься.  Зато уж парк – он как будто провоцирует на то, чтобы с кем-нибудь уединиться! Всюду проложены дорожки, статуи, стелы (например, в память о посещении усадьбы Екатериной II)… Однако стоит лишь свернуть в сторону – и оказываешься в лабиринте, сформированном из обсаженных плотными зарослями кустарника дорожек. И так хитро всё… Вот ступаешь на дорожку, она ровная и прямая, ведёт вон к тому мраморному изваянию – всё на виду… Но пройдёшь пару шагов, а в сторону ответвление, а там закрытая со всех сторон от сторонних глаз крохотная поляночка… Пожалуйста: и рандеву всегда можно устроить, и не догадается никто!

Так, теперь о Гроте несколько слов.  Этот павильон понравился внучке больше всего. Для его отделки использованы сотни и сотни морских ракушек. И меленьких совсем, словно рыбья чешуя, и средних, закрученных в длинные волнистые конусы, и крупные гребешки… Раковины тянутся плавными извивами по стенам и потолку, из них сделаны одежды персонажей…

А ведь доставляли их сюда с моря не контейнерами по железной дороге – на возах везли!

Впрочем, пару слов о Гроте. Это помещение, которое отстоит отдельно, и оно служило для приёма гостей. Это триединое помещение, оформленное в стиле морского дна, в котором расположено с десяток фигур, в основном человеческих, отделанных, как сказано выше, ракушками. Почти все фигуры от времени пострадали – у кого нет руки или головы, от кого и вовсе остался обрубок только… Одна только Обезьяна с коробом сохранилась практически целёхонька.

И всё это великолепие сделано руками крепостного художника. Как, впрочем, и многое-премногое ещё в усадьбе.

…Я не пишу подробнее, кто такие графы Шереметевы, и что такое усадьба Кусково. Ограничиваюсь только впечатлениями своими и внучки.

Так ведь такова и есть цель моих записок.

Здесь некогда протекала речушка. Потом её перегородили рядом плотин, в результате чего возник каскад прудов. На одном и стоит усадьба Кусково.

Ниже образован совсем крохотный прудик, очень живописный, но совсем заросший.

Ниже имеется пруд уже побольше, он почти упирается в Вешняковскую улицу напротив 15-й горбольницы.

И вдоль этих водоёмов тянется сплошная парковая зона. Там люди загорают, играют, катаются на роликах… Те, кто не боится кожных болезней, даже купается.

Спросил у внучки, знает ли она, что это за годы. Знает!

Прогулявшись ещё немного, мы с внучкой направились домой.