СЦЕНА «РУСИ»: ВСЕ СТИЛИ В ГОСТИ…

Чрезвычайно насыщенным выдался день 16 мая в Центре восстановительной терапии (санаторий «Русь»). На его базе прошёл целый ряд мероприятий, центральным из которых стала научно-практическая конференция Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане «Инвалиды войны», на которой обсуждались вопросы патриотического воспитания молодёжи.

А завершился день небольшим, но очень плотно скомпонованным концертом.

Концерт состоял из двух частей.

Сначала выступила группа мастеров восточных единоборств. Их представил начальник Центра восстановительной терапии Станислав Бризецкий; он же комментировал происходившее на сцене. Что и говорить: смотреть на слаженные, красивые движения бойцов очень приятно. Завораживает.

Когда на одном из спортсменов начали демонстрировать, какие удары может выдержать тренированный человек, которого к тому же подпитывают энергией товарищи по команде, впечатление производит. Как ни говори, а в восточных единоборствах изначально присутствует элемент театральности, постановочности. А это не может не привлекать молодёжь.

Правда, когда живому мужчине, пусть и введённому в транс (или куда там вводят единоборца, чтобы он держал удар?), начали наносить удары между ног… Всё же лишним это показалось. Там, у себя на тренировках изгаляйтесь друг над другом как хотите! Но только в зале сидели простые люди, в абсолютном своём большинстве нормальные мужчины, которые знают, как это больно, и чем это чревато – такой удар! Когда мужчину били (именно туда!), восхищение куда-то пропало, а осталось сочувствие к человеку и какое-то ощущение неправильности происходящего.

Не должен мужчина мужчину бить ногой в промежность. И уж подавно ради аплодисментов. Судя по тому, как реагировали на происходящее мои соседи, в таком суждении я был не одинок.

И ещё думал я вот о чём. Восточные единоборства нынче в моде. Да и вообще, ничего против я не имею ни против японской сумо, ни против туркменской гёреш, ни против какой иной борьбы. Мне просто досадно, что никак не наступит мода на русское боевое искусство. Экзотика, экзотика подавляет исконно наши стили, национальные. А жаль, право слово, жаль.

Мне как-то один товарищ высказался по этому поводу: наверное, и не было никакого особенно русского стиля боевого искусства, коль его не сохранилось. Я ответил приятелю: непременно был, потому что не быть его не могло! Не смог бы выжить народ, не имеющий своего оригинального воинского искусства ни в древности, ни в Средневековье! И уж подавно не смог бы раздвинуть границы царства на такие просторы, и отстоять их от врагов. Утрачен он? Это да. Безвозвратно? Хочется верить, что нет. Есть же энтузиасты, которые возрождают русское боевое искусство, жив же «казачий спас»!.. А вот не зовут отечественных мастеров показать молодёжи, что это такое!

Впрочем, ладно уж, разбрюзжался!..  Здорово ведь выступили «восточники», просто загляденье!

Затем выступили представители Культурного центра МВД России. В концерте приняли участие артисты: Наталья Бондарева (стихи и песни), Юлия Фионова (танцы), Екатерина Черноусова (песни), Владимир Нелюбин (песни), Владимир Михайлов (песни), Сергей Златкис (саксофон).

(Девочкам я поначалу приписал было эпитеты: очаровательная, прелестная, обаятельная… Однако потом стёр – мало ли кто как отреагирует на подобные комплименты. Скажу обобщённо: они и в самом деле блистали очарованием, красотой, обаянием. Судя по этому снимку, оценил это не только я).

С Сергеем Златкисом мы немного знакомы – неоднократно встречались на творческих вечерах в Центральном клубе МВД на Большой Лубянке. Я очень люблю саксофон, так что от исполнения Сергея я получал двойное удовольствие – смотреть на выступление человека, с которым знаком лично, всегда особенно приятно.

А вообще о современном эстрадном искусстве хочется сказать вот что.

Почему-то считается, что чем громче ревут колонки, тем зрители довольнее. Знаю, что кому-то, особенно среди молодёжи, рвущие перепонки децибелы приносят удовлетворение. Что касается меня, я люблю всё же музыку, а не оглушающе-отупляющую какофонию.

Право, складывается ощущение, что все современные мелодии (слово-то какое мягкое для того комплекта звуков, от которых сотрясаются стены) пишет электронный композитор по одной и той же программе. Едва не все современные музыки – на один мотив! И когда исполнитель сообщает, что это он написал, так и хочется обвинить его в плагиате, потому что все вокруг поют под одни и те же ритмы.

Понимаю, что эксперты – знатоки современной музыки легко докажут, что плагиатом считается, если совпадает несколько (четыре, кажется?) ноты подряд. А у нынешних «композиторов» та самая каждая четвёртая нота на полтона выше… Так я ж не о юридической стороне вопроса, а о том, как всё слышится из зала.

Впрочем, я в музыке, особенно в современной, полный профан, в чём и не стесняюсь признаться. Просто музыкальный рёв я и воспринимаю как музыкальный рёв, а не как музыку.

И ещё.

Всё же танцевать значительно труднее, чем петь. Я имею в виду творческую составляющую, а не физические нагрузки. Потому что танцевать нужно всегда;  что же касается пения, тот может и «фанера» подменить. Иной раз посмотришь, как выкладывается в танце девушка, а потом выходит дядечка, рот пооткрывает, да ещё и показывает залу: аплодируйте, мол, мне!

Просто любопытно: а платят за подобные «халтурки» выступавшим одинаково – и за реальный танец, и за «фанерную» песню?

Впрочем, предыдущие две реплики никакого отношения к данному концерту, конечно же, не имеют. Как можно! Это просто так разговор – мысли дилетанта об искусстве.

…Так получилось, что пока шёл концерт, автобус, на котором нам предстояло вернуться в Москву, уехал. И мы, несколько человек, остались безлошадными. Я уж собрался отправиться на перекладных: через Рузу и Тучково… Однако оказалось, что артистам, о которых я только что рассказал, выделяют дополнительный автобус. Соответственно, я отправился с ними.

Ехал я в автобусе, смотрел на этих молодых людей, и думал: какая же это замечательная и непостижимая штука: творческий талант! Простые мужчины и женщины, весёлые и свойские!.. Но выходят на сцену – и им аплодируют залы.

Вот так на сцене подмосковного санатория «Русь» в тот вечер сошлись разные стили – стили жизни, стили искусства, стили мировосприятия.

С этой мыслью я и подъехал к столице нашей Родины городу-герою Москве.