ЗЛАТОУСТИНСКИЕ переулки

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Расположены между улицами Маросейкой и Мясницкой. Названы по мужскому монастырю во имя святителя Иоанна Златоуста, известному по документам с 1412 года.

Как, когда и почему образовался этот монастырь, доподлинно неизвестно. Считается, что его основали гости (купцы), причём, источники расходятся даже в том, гости это были московские, либо же приезжие из других княжеств.

Где-то в стороне от обжитых мест, так сказать, на периферии православного мира монастыри в большинстве своём образовывались стихийно, в местах, куда провидение приводило подвижников, несших Слово Божие. Что касается территорий освоенных, более или менее плотно заселённых христианами, как правило, монастыри основывались в честь какого-то события.

Так вот, в связи с чем был основан данный монастырь, неведомо. Остаётся только гадать, какое именно из событий, которые будут названы ниже, сподвигло купцов на строительство обители.

На заре XV века великим князем московским был Василий I, сын Дмитрия Ивановича Донского. Человек осторожный, предпочитавший решать вопросы без войны, а дипломатией и деньгами, Василий Дмитриевич умел даже кажущееся поражение в конце концов обернуть на пользу – как себе, так и своему княжеству.

Как известно, через два года после победы на Куликовом поле Русь всё же вынуждена была возобновить выплату дани  Орде. Однако соотношение сил было уже не то, что веком раньше, Русь «выход» платила нерегулярно, а Орда, занятая внутренними распрями, не могла принудить Москву к былой покорности. В 1408 году попытку повернуть время вспять предпринял Эдигей (историческая традиция именует его ханом, хотя он не принадлежал к чингизидам, а потому ханом в полном смысле этого слова быть не мог). Он пошёл на Русь, разорил весь восток страны и осадил Москву. Великий князь (по примеру отца) сбежал в Кострому, а оборону столицы доверил своему дяде – знаменитому воителю Владимиру Андреевичу Хороброму, князю Серпуховскому. И Эдигей вынужден был отступить, не взяв Москву. Могло это событие послужить поводом для основания обители? Вполне.

Дальше. На русские земли активно зарился великий князь литовский Витовт. Трижды сходились рати литовские и московские (в 1406, 1407 и 1408 годах), однако, постояв, расходились без сражения. Дело в том, что князь Василий был женат на княгине Софье Витовтовне, и тесть с зятем в конце концов кое-как разрешили территориальные взаимные претензии без войны. В честь такого развития событий также вполне мог быть основан монастырь.

Кроме того, в тот же период произошло значительное расширение территории княжества, опять же без войны, а также заложены основы для дальнейшего развития этого процесса… Отсутствие войны, расширение территории и союзные государства вдоль внешних границ – благо для торговли, так что и это могло сподвигнуть купцов раскошелиться на возведение обители.

Монастырь был посвящён Иоанну Златоусту, святителю константинопольскому, умершему 14 сентября 407 года. Иоанн в молодости учился ораторскому искусству, стал замечательным проповедником, за что и получил своё прозвище. Он пользовался огромным авторитетом у народа, в разные периоды своей деятельности кормил до трёх тысяч вдов  и стариц, содержал больницы и приюты… Как и все выдающиеся христианские проповедники, не боялся обличать пороки сильных мира сего, за что неоднократно подвергался опале. Будучи патриархом Константинопольским, осуждал поведение императрицы Евдоксии, за что был приговорён к казни, заменённой изгнанием. В результате оказался на Кавказе, сначала в Армении, а смерть принял в абхазской Пицунде… Народная память связывает с его изгнанием произошедшие в Константинополе землетрясение, потом пожар, нашествие варваров, а затем скорую смерть императрицы… Вот такого небесного покровителя избрали купцы для основанной обители.

Златоустовский монастырь переживал разные периоды. Наивысшего расцвета он достиг при великом князе Иване III, крещённом в честь Иоанна Златоуста. Иван Васильевич зарекомендовал себя выдающимся правителем, и большое значение придавал градостроительству. В частности, на территории монастыря 11 июля 1479 года была основана на месте старой разобранной каменная церковь. В 1706 году Пётр Великий учредил в монастыре архимандрию. В 1812 году обитель была разорена французами, однако затем восстановлена. В 1918 году монастырь был закрыт, а в 1933 году его постройки разобраны.

На территории монастыря были похоронены многие выдающиеся сыны нашего Отечества. В их числе – сподвижники Петра I адмирал Фёдор Апраксин и Александр Румянцев, отец фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского.

Источники:

Славянский мир. Энциклопедический словарь. – М. Центрполиграф, 2001

Русское государство. Большая энциклопедия русского народа. – М. Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2002

Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М. Воениздат, 1996.

Душа Москвы (автор-составитель – Васильева Л.Н.) – М. РООССА, 2008

Российский великокняжеский и царский дом – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2005