БЕЛГОРОДСКАЯ МОЗАИКА

На кого похож!..

Завтракали мы в гостиничном ресторане по принципу «шведский стол». Надо сказать, к питанию, и к организации питания – ни малейших претензий!

Кузьмич - символ гостиничного ресторана

Так вот, захожу в ресторан. А девушка, стоявшая за конторкой при входе, говорит, что мне нужно пройти в другой зал. Удивился я, но отправился по указанному адресу, подумал, что, может, слишком большой наплыв посетителей, и зал решили разгрузить. Однако во втором зале оказалось накрыто уже несколько столов, и сервировка отнюдь не шведско-общепитовская.

В общем, вернулся в общий зал, и спокойно покушал со всеми своими.

А оказалось, дело вот в чём. Буквально незадолго до описанного момента в гостиницу приехали и разместились лётчики из пилотажной группы «Русские витязи». Вот для них-то и сервировались столики в соседнем зале. Ну а девушка решила, что я именно из группы пилотов экстра-класса.

Выходит, что с точки зрения юной официантки, я больше похож на лётчика элитной эскадрильи, чем на писателя. Право, не знаю, как и реагировать на такое открытие!

***

О компьютеризации и самобытности

Феномен, который я никак не могу объяснить.

Все на свете имеет свои положительные и отрицательные стороны. Прогресс (или то, что мы подразумеваем под этим термином) – в том числе. Но ведь не отказываться же от достижений науки и техники только потому, что где-то кто-то от них пострадал! В абсолют нельзя возводить ничто!

Проживал некогда в Испании король Филипп III Благочестивый. Как-то задремал он в кресле у камина. Придворные заметили, что сидит он слишком близко к огню. Однако этикет не позволял никому вмешиваться в сон государя. Отправились искать придворного, который имел право передвинуть кресло. Пока его отыскали, король скончался, угорел. Этикет, возведённый в абсолют!

К чему это я?.. А, вот!

Встречаюсь со многими писателями старшего поколения, которые напрочь отрицают компьютер. Ещё и бравируют этим: у меня его даже нету!.. Ну что ж, стремление к самобытности – это здорово. Но кто от такого пренебрежения благами цивилизации выигрывает? Ведь тот же компьютер даёт возможность получить новую информацию, общаться с единомышленниками… Не понимаю!

***

О поведении за столом

В какие-то моменты во время поездок, в том числе и в Белгород, коль уж у нас о нём идёт речь, становилось крайне неловко за своих товарищей.

Пригласили нас на приём к губернатору Белгородской области Евгению Савченко.  Хотя под словом «приём» реально понимался обед. Там столы накрыты, всё по высшему разряду. И вот вваливается толпа интеллигенции и первым делом начинает – кто есть, кто наливать. О том, что элементарная вежливость требует дождаться человека, который организовал обед, что следует дождаться его тоста, мало кто вспоминает.

Вспоминается банкет, накрытый в палатке при смычке железной дороги в «Золотом телёнке». И тут – то же самое, разве что на лошадях не въезжали.

Мы же являемся вроде как представителями сферы культуры!.. Нет, жуём побыстрее, пока не отняли!..

Начинает говорить тот же губернатор, или кто ещё из именитых тостующих гостей – а над столами звяканье вилок (чуть было не написал «и ножей», да вовремя остановился, т.к. ножами пользовались далеко не все), звон рюмок, гул разговоров и смех.

И это – постоянно, на каких бы приёмах мне ни доводилось бывать. Так неловко за своих коллег, право слово!

***

О музыке для банкетов

Для  официальных банкетов, думается, нужно репертуар песен подбирать соответствующий. Право, когда для пьющих-жующих начинают исполнять что-то о павших, или о Родине, или о «господах офицерах»… Не знаю, не место это! А тут ещё кто-то особо галантный и даму пригласит на танец под что-то патетическое, очевидно, вкладывая в слова «ваше сердце под прицелом» совершенно иной, фривольный смысл…

***

Об умении выступать с трибуны

Подобные поездки характерны тем, что в ходе их посещаешь несколько мероприятие в обществе одних и тех же людей. И после третьего такого мероприятия вдруг понимаешь, что ораторы в любой аудитории говорят одно и то же, ну пусть с некоторыми вариациями «на тему».

Вообще люди различаются между собой по разным показателям. В частности, по любви выступать на публике. Есть такие товарищи (или господа), которому только дай микрофон, так потом его у него не отнять. И говорит, говорит, будто это у него последнее выступление в жизни. И при этом непоколебимо убеждены, что  всё, сказанное им, непременно интересно всем и каждому. Одна из причин, по которым я не люблю выходить к микрофону, в том и состоит: я вижу, как это всё выглядит из зала.

Так вот, встречаются люди, которые умеют и любят выступать с трибуны по несколько раз на дню. Но ведь каждый раз выступать по-новому просто невозможно. Вот и говорят записные ораторы в каждом спиче одно и то же, приводят одни и те же примеры и аргументы.

Может, в том и состоит мастерство записного оратора – иметь пару-тройку речевых «болванок» и в зависимости от ситуации использовать нужную, нанизывая на них только парочку свежих примеров?

***

О ревности

Забавная штука – ревность. Я имею в виду не ревность в узко-собственническом смысле «синдрома Отелло». Речь веду о ревности, когда в центре внимания оказывается кто-то, а не человек, который к этой роли (центра всеобщего внимания) уже привык. И вдруг изменчивая толпа поворачивается к новому кумиру!..

Едем в микроавтобусе. С нами едет Наталья Михейченко, симпатичная рыженькая экскурсовод. Знаете, друзья мои, я бы, окажись в тот момент на её месте,  со своей натурой попросил бы водителя остановить машину и вышел бы вон из кружка «деятелей культуры», в котором она оказалась. Девушка пыталась рассказывать нам о городе, о местах, мимо которых мы проезжали… А её постоянно перебивали наши кумиры, стараясь превзойти… Нет, не в знании города, который она конечно же неплохо знала. А вот поставить её в тупик каверзными вопросами, ответов на которые она не только не знала и не обязана знать – на которые в принципе не существует ответов! Например, почему в Белгороде стоит памятник князю Владимиру, а не Андрею Первозванному?.. Это что ж, Наташа принимала решение об установке этого монумента?..

К слову, что касается данного памятника, услышал в её речи некоторую неточность. Однако указывать не стал, счёл, что это будет, во-первых, нетактично, а во-вторых, и без меня было кому испортить девушке настроение. Приехали носители культуры из Москвы, чтобы преподать провинциалам уроки той самой культуры!

Второй раз аналогичная картина сложилась на следующий день. Только теперь две наши симпатичные попутчицы, очевидно, сочли, что мужчины уделяют слишком много внимания уже другой девушке-экскурсоводу. Впрочем, может быть, их интересовал только один мужчина, а не все… Неважно! Главное, что они не слушали рассказ экскурсовода сами и не давали слушать окружающим – громко разговаривали, заглушая всё и вся, хохотали…

Я не психолог, чтобы приводить умные термины, объясняющие такое поведение людей. Но только настолько очевидно они хотели оставаться в центре внимания, что ревновали даже к экскурсоводу.

Вот и говорю: забавная штука – ревность!

***

Точность – вежливость не только королей

Во время пребывания в Белгороде и области мы много переезжали с места на место, необходимо было принять участие во многих мероприятиях. Не раз в результате получалось так, что люди нас какое-то время ожидали. Ну, если мы приезжали вовремя, то это ещё куда ни шло. Но вот если мы опаздывали… Приезжаем, а там детишки, или люди в возрасте… Жарко, душно… Ладно, если кто пришёл добровольно, по своей воле – а кого обязали присутствовать, бурную радость от общения с нами изображать!.. И вот радость-то – подруливает автобус, и из него вываливаемся мы, свежие, бодрые… Как-то в такие минуты испытываешь неловкость.

***

Без комментария

Председатель Правления Союза писателей России Валерий Ганичев: Если дело святое и никто не ворует, то на Руси любое дело спорится!

***

Михаил Ножкин – Народный поэт России №1

Валерий Ганичев уже не раз на самых разных форумах (сам слышал) выдвигает идею об учреждении звания Народный поэт России. И знаком за №1 этого звания наградить Михаила Ножкина.

На мой взгляд, идея очень хороша. Только не силён я в бюрократии, и вообще в механизме введения подобных званий. А потому не могу понять: за чем же дело стало? Сейчас, по-моему, подобные вопросы решить  – вполне осуществимое дело. Или не так?

***

Мнение ветерана

Во время встречи писателей с читателями, проходившей в Доме офицеров, поэт-фронтовик Станислав Шаповалов высказал несколько мыслей, которые мне показались любопытными.

Фронтовики с войны приносили железа в теле больше, чем бронзы на груди. Эту или подобную фразу я и раньше слышал, но, думаю, она заслуживает того, чтобы её повторить. У меня дедушка Пётр Лобач весь изранен был, а из наград – Красная звезда, да «За отвагу», самые солдатские, самые почитаемые награды.

Нужно сбросить с шеи России международный криминал, который оседлал Россию (тут в зале вспыхнули бурные аплодисменты).

Есть в России три ратных поля – Куликово, Бородино, Прохоровка. Ну а четвёртое – это наша память о подвигах предков. Пока это четвёртое поле живо, жива Россия!

***

Об ораторском искусстве

Забавная иллюстрация к вопросу о самооценке. Перед одним из мероприятий я подошёл к нашему старшему и попросил не включать меня в список выступающих – не мастак я говорить с трибуны. Старший и его спутница засмеялись: ничего, говорят, это даже лучше, что вы отказываетесь – потому что будет выступать N и он наговорит за всех. Что ж, человек, которого они назвали и в самом деле выступает всегда много и долго. Но забавность ситуации состояла в том, что оба мои собеседника, которые высмеяли третьего, говорили отнюдь не меньше. Как не вспомнить присказку про соринку и бревно!

***

Анекдот

Забавный анекдот рассказали, мне очень понравился.

Некий гражданин из Закавказья поехал устраиваться в Москву. Через какое-то время звонит на родину.

- Ну что, устроился? – спрашивают родные.

- Нет, пока работаю…

***

О воспитании таланта

В командировке с Ларисой Васильевой я оказался впервые. Соответственно слышал её рассказы тоже впервые. Она много говорила о том, с какими известными (или ставшими таковыми впоследствии) людьми она была знакома с детства. После этого так и хочется написать что-то о том, что в таком окружении человек и должен был вырасти одарённым… Но ведь тут же понимаешь, что круг её общения был куда шире. И «вышли в люди» далеко не все друзья её детства. Вот и выходит, что в успехах человека всё же заслуга в первую очередь его самого, а потом уже питательной среды, в которой взрастали его способности. Другое дело, что эта среда может либо способствовать росту таланта, а может его и задавить…

***

О сценическом таланте

В чём секрет сценического обаяния? Ножкина публика обожает. Правда, в большинстве та, что постарше. Молодые не особо…

Но это уже другой вопрос – конфликт поколений. А я о другом – что ж такого в публичном поведении Михаила Ивановича, что его настолько любят как артиста? Вот ведь и другие выступают и умно, и искренне, и вообще… А эффект не тот! Почему? Да кто ж ответит!..

***

Как мы выглядим из провинции?

Во время концерта в Белгородской филармонии случайно подслушал разговор местных литераторов. Они говорили о московском писательском мире и о «Литературной газете» в частности.

Суть разговора была такова. Мол, в Москве писательские руководители ссорятся между собой и делят имущество, а газетные площади используют для выяснения отношений между собой. Между тем, совершенно отсутствуют публикации о современных литературных тенденциях, о собственно литературе, в первую очередь о книгах, выходящих в регионах, о новых авторах… Литературные издания превратились в корпоративные информационные междусобойчики.

Вот так видится борьба столичных литературных кланов из провинции.

***

А что за словами?

Часто люди выходят к микрофону для того, чтобы что-то сказать, а не потому, что им есть что сказать

***

О глобализации

Забавно. В Белгороде не автобусные остановки, а остановочные комплексы