ПАМЯТНИКИ ЙОШКАР-ОЛЫ

Как же необозрима Россия! Сколько за свою жизнь довелось увидеть городов и пейзажей, а всё же осознаёшь, что так и не сможешь обозреть всего!

Вот довелось мне побывать в Республике Марий Эл. Казалось бы: не сказать, что этот край особо на слуху. А вот поди ж ты – сколько красот увидел, сколько всего нового узрел!

Городу Йошкар-Ола уже почти 450 лет. Раньше он назывался Царёвококшайск. Однако памятников древней старины здесь немного. И всё же…

Каждого приезжающего в столице Марийского края встречает дрезина, на которой приветливо вскинул руку человек. Это памятник замечательному актёру советского кино Йывану Кырла, которого люди старшего поколения хорошо помнят как Мустафу из кинофильма «Путёвка в жизнь». Потому и памятник так и называется – Мустафе. Йыван только по фильму татарин, а в жизни он был марийцем. Об этом рассказали встречавшие меня очаровательные Светлана и Елена.

Я так и стану рассказывать об увиденном: по мере того, как они попадали в объектив фотоаппарата.

В селе Морки стоит памятник замечательному сыну марийского народа, писателю Сергею Чавайну.

А этот лев охраняет покой буддистского храма в том же селе Морки.

Мемориальная доска на доме, в котором проживал Чавайн в селе Чавайнур.

Впрочем, о своих впечатлениях о сёлах Морки и Чавайнуре я уже рассказывал. Теперь – об Йошкар-Оле.

Город не такой маленький – 250 тысяч населения. Центр города, право слово, впечатляет! Уж не знаю, кто персонально развернул здесь столь грандиозное строительство – народная молва приписывает инициативу лично главе республики Леониду Маркелову – но смотрится он очень нетривиально. Набережная реки Кокшаги  напоминает нечто голландское. Чтобы показать её панораму, заместитель министра культуры республики Галина Ширяева, которая любезно пригласила меня в свою машину, попросила водителя провезти нас соответствующим маршрутом.

Как и все города Предуралья, Царёвококшайск начинался с острога. Нынче с этим словом мы ассоциируем в первую очередь тюрьму. А в те времена острогами называли военные укрепления на окраинах государства, своего рода форты.

Так вот, крепостца, с которой начал развиваться город, не сохранилась, даже границы её вам смогут показать только приблизительно. Вот и решили власти построить местный Кремль, который, как рассказал заместитель министра культуры республики Александр Иванов, со временем станет культурно-историческим центром города.

Оно понятно, что мортира декоративная, однако вид её внушает уважение даже в бутафорском исполнении.

На всякий случай: во времена Ивана Грозного российский артиллерийский парк являлся самым многочисленным в Европе. А скорее, даже в мире.

А вот это памятник, о котором следует сказать несколько слов. В городе его называют просто «Белогвардеец».  Он и был белогвардейским офицером, Александр Котомкин (Савинский). Однако памятник стоит здесь в первую очередь ему как поэту, фольклористу… Да и потом… Хватит уж нам делиться на «белых» и «красных», давайте примем иную шкалу: что мерзавцев, что хороших людей на любой гражданской войне хватает в обоих лагерях. Что касается Александра Ефремовича, то он зарекомендовал себя честным офицером, искренним патриотом Отечества, является автором нескольких книг… Так пусть память о нём живёт!

Хотя следует, конечно, отметить, что не все в городе относятся к памятнику однозначно. Да и не только к данному монументу.

А вот такая копия Спасской башни стоит на набережной… В ней располагается городское отделение полиции №1. Рядом несколько скульптурных изображений на христианские сюжеты, строится храм, напомнивший мне не то Кронштадтский, не то Софийский… В городе вообще активно строятся и реставрируются православные храмы. «Последним крестоносцем» назвал главу республики Леонида Маркелова один из моих собеседников.

Дальше. Памятник Синьору Флоренции Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепному. Памятник хорош, слов нет. Но какое отношение флорентиец XV века имеет к Марийскому краю, я так и не понял. Правда, оказалось, что изготовлен монумент за средства меценатов. Ну тогда ладно!

Дальше спустились на набережную. Пойма реки широкая, лодки, катера… Здесь также тянется стена красного кирпича… И памятник царю Фёдору Иоанновичу, к которому я попросил меня обязательно сводить.

Я не знаю, есть ли ещё в городах России где памятник царю Фёдору. Но знаю, что реально решение о строительстве новых городов в те годы принимал Борис Годунов. Думаю, что у нас в истории не было государя, который бы построил больше городов, чем «несчастливый в своих начинаниях» Годунов.

На Патриаршую площадь можно попасть только по мосту. Здесь на перилах висят «замочки счастья» – невесть откуда пошедшая традиция молодожёнов, распространившаяся на всю Россию. Патриаршей же площадь зовётся потому, что тут стоит памятник Алексию II.

А неподалёку от него – памятник Петру и Февронье, которые стали символом любви и супружеской верности. Забавно, но и забраться в эту ладейку, и удержаться на ногах в ней довольно трудно – очень скользко. Тоже своего рода символ супружеской жизни.

…Реально в городе памятников куда больше. Но я провёл краткую экскурсию по местам, где сам побывал.