Марк Рудинштейн:
«Искусство должно воспитывать гордость за свою страну»
Слово «Кинотавр» прочно вошло в нашу жизнь. Именно эта кинокомпания проводит ежегодные фестивали в Сочи, на которых демонстрируются отечественные фильмы. Именно эта кинокомпания всемерно поддерживает отечественный кинематограф.
Бессменным руководителем, генеральным директором «Кинотавра» является Марк Григорьевич Рудинштейн. Он сегодня гость «Боевого братства». С ним беседует Николай Стародымов.
- Уважаемый Марк Григорьевич! Всероссийское общественное Движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» объединяет в своих рядах, как это явствует из его названия, людей, которые прошли войну. А потому понятия «патриотизм», «военная тематика» для нас не пустой звук. Многие из моих товарищей лишились в «горячих» точках здоровья, а то и жизни. Поэтому мой первый вопрос к вам вполне закономерен: как, на Ваш взгляд, отражены в современном киноискусстве вопросы патриотики, вооруженной защиты интересов Отечества?
- А какая тут может быть оценка? Не было отражения военной темы в целом в отечественном искусстве – не было его и в кино. Если проанализировать картины последних лет, такое ощущение, что войны шли только на улицах наших городов. Однако теперь ситуация, похоже, начинает меняться к лучшему. Мы сейчас готовимся к проведению очередного кинофестиваля и я ознакомился со списком тех фильмов, которые представляются к конкурсному просмотру. Некоторые из них я уже видел. И должен сказать, что по меньшей мере два фильма дают основания надеяться, что военная тема, тема патриотизма перестают быть изгоями в нашем прокате. Это «Звезда» режиссера Николая Лебедева и «Война» режиссера Балабанова. Они возвращают нам достоинство, достоинство по отношению к собственной армии, к людям, которые защищают Отечество. Ведь не их же вина, что в результате недостаточно продуманных действий наших политиков им приходится рисковать жизнью и терять здоровье на войнах! За последнее десятилетие и журналистика, и искусство, и идеология, по сути, повернуты против них. А потому, возвращаясь с войны, эти люди чувствуют себя лишними, изгоями. Это ж только вдуматься: люди, которые в собственной стране, по приказу руководства собственной страны, на территории собственной страны воюют, а возвращаются и оказываются непонятыми собственными согражданами!.. И вот эти две картины, о которых я говорил, дают надежду на то, что мы начинаем осознавать, что же с нами случилось. Значит, в культуре государства что-то начинает меняться к лучшему. Потому я с надеждой смотрю и на ваше Движение. Это Движение защиты чести и совести, я бы сказал защиты судьбы ветеранов войн.
- Тем не менее, в последнее время на экранах герои часто действуют где-то в «горячих» точках или других экстремальных ситуациях. Или по крайней мере прибыли оттуда. Например, нашумевшие «Брат» и «Брат-2»…
- Вы знаете, я бы не стал слишком строго судить «Брата» – и одного, и второго. Этому фильму не нужно придавать значение, которое придают некоторые критики… Я не забуду, как в очередную годовщину вывода Советских войск из Афганистана по телевидению показали фильм про Джеймса Бонда, где он легко и весело расстреливает наших солдат в том же Афганистане. А в «Брате» показан наш мальчик, который едет в Америку и там обувает всю Америку… Так получилось, что я смотрел этот фильм, когда в зале сидели наши подростки. И знаете, как они переживали, как они болели, как они радовались за нашего! Это же тоже идеология, это тоже элемент патриотического воспитания. Это расчет на аудиторию, на зрителя вполне определенного уровня. Ведь обратите внимание: от рук героев фильма не гибнет ни один симпатичный зрителю человек. Таким образом, «Брат» – это наш российский ответ на все их боевики, на всю их браваду. И я его приветствую.
- А какие проблемы стоят перед российским кинематографом в освещении героико-патриотической темы?
- Данная проблема стоит не перед кинематографом, она стоит перед нашей культурой в целом. Кино – это только самый массовый вид искусства, а потому на его примере проблемы более наглядно видны. Проблема одна: возвращение достоинства. Достоинства отечественного, российского, русского. Мне стыдно, что сегодня, когда я попадаю за границу, я ничем не защищен государством. Мне стыдно, 99 процентов кинотеатров Москвы, столицы нашей Родины, крутит только американские фильмы… Можно ли себе представить, чтобы в Нью-Йорке всюду демонстрировали только иностранные картины?.. Знаете, за 200 лет существования Америки она только один-единственный раз дала льготу – там законы такие, что льготы никому не предоставляют. Так вот эта единственная льгота дана кино, Голливуду. Это дало то, что американское кино воспитывает американскую идеологию, американский патриотизм. Каждый американец вывешивает на своем доме флаг своей страны – и в этом заслуга кино… А у нас этого нет. Искусство должно вернуть, воспитать достоинство, гордость гражданам России за свою страну. Демократия – это создание условий для каждого человека жить в собственной стране. У нас же почему-то считается, что лоббирование интересов своей страны – это недемократично. Речь не идет о необходимости запрета на трансляцию американских фильмов – речь идет о лоббировании интересов отечественного кино! Нужно попросту создать ему выгодные условия для проката. Не нужны льготы – должно быть невыгодно показывать американское кино. У нас же получается наоборот: у нас как раз невыгодно показывать кино российское. Практически все московские кинотеатры выкуплены людьми, которых совершенно не заботят такие вопросы, как патриотизм. Более того, мы не получаем от них денег от проката американского кино. А французы получают 20 процентов от американского проката, плюс делают свое кино. У нас в стране делается по 60-80 фильмов в год. А где они? Кто их видит? На эти вопросы нам отвечают, что на отечественные фильмы зритель не ходит. Я отвечаю: а где статистические выкладки, где социологические исследования по данному вопросу? Кто доказал, что зритель на хороший отечественный фильм не пойдет? Вот если бы мне показали хотя бы десять московских кинотеатров, где будет демонстрироваться фильм «Звезда», и что там пустые залы, вот тогда я поверю. Но ведь этого нет! Человеку, который хочет посмотреть хорошую российскую картину, попросту некуда идти! Прикрываясь демократией, прикрываясь ничем не подкрепленным тезисом, что никто на такие фильмы не пойдет, нагло вытеснили отечественную кинокартину с отечественного киноэкрана. Какая демократия? Кучка людей, которые наживаются на кинопрокате… Я лично уверен, что если бы «Сибирский цирюльник» шел в «Пушкинском» год, зал был бы забит. Но этого же не было. Если ту же «Звезду» пустят лишь на три дня в каком-нибудь небольшом кинотеатре, и ее тоже российский зритель практически не увидит… Вы посмотрите, что произошло на телевидении. Наши сериалы уже вытеснили, или вытесняют сериалы мексиканские… Это первые росточки, которые лично меня радуют, показывают, что что-то в нашей культуре меняется к лучшему. Значит, есть надежда, что в скором будущем мы не будем с вами обсуждать эти проблемы. Да, мы должны приобщаться к мировой культуре. Но это значит, что мы должны знакомиться с лучшими произведениями мировой культуры, а с той макулатурой, которую обрушили США на нас. Ведь у нас демонстрируются те фильмы, которые в Америке не смотрят, а отправляют в Африку и страны Третьего мира.
- В числе участников нашего Движения «Боевое братство» действуют такие организации, как Центр патриотического искусства, Ассоциация «Армия и культура». То есть мы, ветераны локальных войн, стараемся найти смычку с деятелями культуры, искусства… Как Вы считаете, насколько это перспективно, насколько такие контакты могут быть продуктивными? Чем, в конце концов, мы можем быть полезны вам?
- Я бы сказал иначе: это не они, ветераны, должны быть полезны нам, это мы, работники искусства должны сделать все, чтобы помочь ветеранам, обеспечить им достойную старость. Мы должны сделать так, чтобы ветераны в книгах, в кино чувствовали, что они жизнь прожили, воевали, теряли здоровье не зря, не даром. Они помогли нам уже тем, что прожили жизнь, что благодаря им мы может работать и творить. Мы пишем о них книги, создаем фильмы. Причем, о жизни едва ли не каждого ветерана можно снимать прекрасный фильм!.. Мы должны делать все, чтобы ребята, возвращающиеся с войны, не озлобились. Мне иногда приходится разговаривать с ветеранами Афганистана и Чечни – и у них у в глазах читается, что они что-то пережили, что они смотрели смерти в лицо. А здесь они встречают непонимание. Потому я считаю, что нам необходимо сблизится с этими людьми, найти с ними контакт, найти с ними общий язык. Государство должно делать все, чтобы эти люди жили достойно, а мы постараемся создать тот культурный климат, в котором им было бы комфортно.
Я уже говорил, что наше кино переживает сейчас не лучшие времена. Да, наметились какие-то подвижки к лучшему, к оздоровлению ситуации. Скоро кончится творящийся на кинорынке беспредел. Но хотелось бы, чтобы это произошло побыстрее. Ведь речь идет не о каких-то абстрактных вещах. Это и дополнительные рабочие места, нетравмированные детские души, это приобщение к культурным ценностям своего народа, это здоровые мозги у молодежи. Вот на это и надо навалиться всем миром. И вот здесь роль ветеранских организаций невозможно переоценить. Потому что когда я кричу об этом, меня можно обвинить, что я пекусь о личных интересах. А вот когда об этом будете говорить вы, может быть, кто-нибудь и начнет понимать, что что-то с патриотикой у нас не в порядке.
(Материал подготовлен в 2002 году).
К записи "Патриотизм в искусстве" пока нет комментариев