ДОРОГА ИЗ МОСКВЫ В ЛУГАНСК И ОБРАТНО

Итак, 27 апреля 2013 года в украинском городе Луганске проходил VI съезд Межрегионального союза писателей Украины. Руководил этим сообществом очень интересный человек, поэт и изобретатель, прекрасный организатор, Владимир Спектор. Слово «руководил» привожу именно в прошедшем времени сознательно, хотя и не совсем корректно. Дело в том, что по предложению Владимира Давыдовича в правлении МСПУ бразды правления теперь разделены между двумя сопредседателями, так что себе он теперь оставил только половину властных полномочий. Но речь об этом – впереди.

Итак, съезд.

МСПУ входит в состав Международного сообщества писательских союзов, в аппарате Исполкома которого я имею честь трудиться в настоящий момент.  Соответственно, на съезд Владимир Спектор пригласил представителя МСПС… Таким образом, я и отправился на берега речки Лугань.

Между Москвой (Павелецкий вокзал) и Луганском курсирует поезд №311/312, формированием луганский.

В приснопамятные времена самые затрапезные поезда именовались «пятьсот весёлый». Так вот, луганский хоть и не имеет в своём номере «пятёрки», однако «весёлым» его можно считать смело. Два года назад я уже ездил на нём; тогда поезд попал под дождь, и наше купе через оконные щели залило водой – благо, полосу непогоды мы проехали быстро. В этот раз бытовые проблемы тоже возникали неоднократно: двери купе несколько раз слетали с направляющих, открытое окно в купе я с большим трудом вогнал в гнездо, в туалете пол заливала откуда-то сочившаяся вода…

Всё это, конечно, неприятно. Однако за время своей поездки я неоднократно слышал разговор о том, что принято решение данный рейс отменить. Аргументация следующая. Во-первых, Луганскую область собираются расформировывать (речь о чём ещё впереди), а заштатному городишке (пусть и почти полумиллионнику) иметь прямое сообщение со столицей другого государства по чину не положено. А во-вторых, маршрут поезда только самый мизер пролегает по территории Украины, и получается, что значительная доля функции его состоит в обеспечении внутрироссийских перевозок.

В принципе, я уже давно и твёрдо знаю, что слухи – не самый надёжный источник информации. Быть может, отменять поезд никто и не собирался. Однако хочется высказаться по этому поводу.

Есть линии магистральные, по которым с минимумом остановок летят экспрессы. В города Южной Украины билеты в период отпусков просто не достать. И если ещё отменять такие вот пассажирские поезда, маршрут которых пролегает по второстепенным боковым железнодорожным тропкам, это будет неправильно.

Мне в былые времена нередко доводилось ездить поездом Москва–Житомир. Он никогда не ходил пустым, и обслуживал целый ряд населённых пунктов Украины, которые располагаются в стороне от столбовой дороги международных трасс, по которым несутся «фирменные» составы. Поезд отменили (говорят, что таким образом наказали Житомир за то, что его население на очередных выборах поддержало не того кандидата – но это слухи, а мы договорились в них сомневаться). И кто от того выиграл? Да кто угодно – кроме пассажиров!

Так что нужны подобные поезда-трудяги, очень нужны! Пусть даже составленные из вагонов, списанных с более престижных линий!

А маршрут луганского поезда и в самом деле пролегает по таким железнодорожным веткам, что не на всякой карте их найдёшь! На некоторых участках даже электрическая тяга не проложена – состав тянут тепловозы, выбрасывая в небо шлейф солярного дыма.

Ну не могу не отвлечься вновь!

Основа железнодорожной сети России (в самом широком толковании названия нашего государства) сформирована ещё в царские времена.  В советские времена эта сеть становилась всё гуще; а затем осуществлялся глобальный перевод железной дороги на электрическую тягу. Ну а что ж нынешние реформаторы? А ничего! Завершили две начатые ещё тридцать лет назад прокладки линий – на Алтае, да в Якутии. В остальном же идёт попросту нещадная эксплуатация советского наследия, выбрасываются миллиарды на оборудование платформ турникетами, которые не шибко-то себя и оправдывают… Ну и постоянный рост цен на фоне сетований на нехватку средств… Грустно это…

…Следующее наблюдение – проводники. Казалось бы: всё просто – обязанности проводника расписаны, знай себе выполняй. Ан нет – и тут человеческий фактор играет огромную роль.

Из Москвы я выехал 25 апреля. Проводников в вагоне оказалось двое: мужчина и женщина. Женщина была приятная и очень грустная. Она не просто выполняла свои обязанности, но как-то с доброй готовностью решить возникший у пассажира вопрос.

Ну а мужчину характеризует такой эпизод. Попросил я у него стакан – выпить кефиру. И услышал в ответ небольшую лекцию о том, что под кефир чашку нужно иметь свою; что это в России стаканы пусть дают пассажирам, а в украинских поездах их положено выдавать только с чаем; что стакан он так и быть даст, однако это является нарушением порядка…

К слову, когда на границе в вагоне возникла небольшая проблема, речь о которой впереди, решение её, с нервами и беготнёй, легло на всё ту же приятную и грустную женщину, а не на её коллегу-правдолюба.

А обратно я ехал 28 апреля. Проводницу нашего вагона характеризовал также показательный эпизод. Так получается, что поезд пересекает границу ночью. Процесс это долгий – с переездом с одной пограничной станции на другую, почитай, часа два с половиной. Соответственно, утром большинство пассажиров спит довольно долго. Так вот, в 9.30 кто-то в коридоре громко заговорил. Проводница вежливо попросила его говорить потише: мол, ночью пограничники спать не давали, так не мешайте людям отдыхать. Мелочь, конечно, да только из таких мелочей ведь и складывается человек!

Когда я ехал из Москвы, в вагоне оказалось много детей, и зверей – несколько кошек и собак. В моём купе также ехала женщина с котом – огромным чёрным матёрым котищем. Как оказалось, он опытный путешественник, пересекает границу едва не ежегодно. Он и вёл себя соответствующе: то хозяйски развалясь на лавке, то заползая под полку, в темноту, чтобы поспать в покое. Иногда выходил из купе, прогуляться по коридору, но в конфликт с другими животинами не вступал. Впрочем, те тоже вели себя мирно.

Соответственно, разговоры в купе шли в основном о котах. Каких историй я только ни наслушался! Ну и сам рассказал несколько, поддался общему настрою. В частности, поведал о нашем кладбище домашних животных в Новокосино – история произвела впечатление на присутствовавших дам.

Когда-то я был активным читателем журнала «Журналист». И помню, там рассказывалось о такой истории. Одно время был популярен такой журналистский ход: чтобы познать некую профессию изнутри, сотрудник редакции устраивался работать кем-нибудь. Так вот, один такой газетчик писал, как работал таксистом. Он заметил, что если перед пассажирским креслом поместить какую-то картинку, разговор клиент обязательно поведёт о том, что там изображено.

Я вспомнил эту историю именно потому, что всю дорогу речь шла только о котах.

Вернее, почти только о котах. Почему «почти»? А вот почему.

Дело в том, что мне выпало счастье ехать в купе с тремя женщинами (не считая кота) – разного возраста, разного социального положения, разного образовательного уровня. Казалось бы: всё разное! Но разговоры шли одинаково-женские.

Я всё время читал, причём, даже выходил в коридор, где читал стоя… И всё равно слышал бесконечные разговоры… Наверное, женщины, слушая, как мы говорим, скажем,  о политике, испытывают то же чувство – непонимания, растерянности… Мои спутницы говорили о каких-то своих знакомых, в родственных связях которых невозможно разобраться, о каких-то разводах и свадьбах, о взаимоотношениях с начальниками и заверениях в том, что у них «ничего не было», что автоматически вызывало нездоровый интерес именно по причине того, что никто и не интересовался, «было» ли что у кого… Говорили о детях и болезнях… О больных матерях… Болезни вообще превалировали в разговорах, даже когда речь неизменно перекочёвывала на котов.

От всех тех разговоров уже на следующий день в голове не осталось абсолютно ничего. Наверное, у моих спутниц от того взаимного обмена сведениями – тоже. От почти суточной трескотни – ни бита информации! Воистину: женские разговоры – не процесс, но цель, даже самоценная, самодостаточная самоцель!

Запомнился мне единственный пункт этого бесконечного трёхголосого разговора.

Мы подъезжали к городу Старый Оскол. Самая юная наша спутница (ни её, ни кого другого имён я не знаю) стояла, взволнованная, у окна. Она говорила об истории своего города, о происхождении названия, показывала проплывавшие за окном достопримечательности…

- Я очень люблю свой город, – делилась со мной девушка, не обращая теперь внимания на подруг по купе. – И никогда бы не уехала отсюда. Да только как тут жить? Работы нет, а кто и работает, так получает такие гроши, что не проживёшь!

Она с болью говорила о родителях, которые всю жизнь работали, а сейчас живут в нищете, потому что на пенсию не проживёшь… Что молодёжь либо уезжает в Москву, либо опускается – именно от безысходности!

Буквально в день нашего отъезда из Москвы по телевидению показывали ответы нашего Президента населению страны. И какой же это был контраст – слышать эти два рассказа о нашей действительности: как её видит глава государства и как в ней живёт юная девушка… По сути, можно сказать, что пока это юное создание, которое любит свой город, будет вынуждено искать заработок в столице, оптимистичные речи наших лидеров с высоких трибун будут оставаться либо осознанным желанием выдавать желаемое за действительное, либо неосознанным самообманом.

…За одну неделю я совершил два путешествия из одной климатической зоны в другую – с севера на юг и обратно. Братцы мои, насколько же заметно то, как тепло продвигается с юга!

В Москве с каждым днём становится всё зеленее, хотя всё ещё остаётся прохладно. А когда я выезжал, зелени было куда меньше! Так ведь здесь расстояние-то километров 700, наверное, а то и меньше, если по прямой!.. Проводница рассказывает, насколько тяжело было ездить с Украины на Кольский полуостров – когда на юге уже весна, а на севере ещё метели. Как ни говори, а проводникам хлеб тоже нелегко даётся.

…Из Москвы отправлялись мы вечером. Туда-сюда – и спать! Утром же видишь, насколько стало зеленее за окном.

Приезжаем в Волоконовку.  Никогда ранее не слыхал об этом населённом пункте, потому заглянул в интернет, теперь знаю, что это райцентр Белгородской области, 11,5 тысяч жителей. Обратил же внимание на посёлок по причине его красоты – ворота усадеб украшены изображениями лебедей, оленей, перед одним двором стоит мишка из автомобильных покрышек… Именно здесь, в Волоконовке, я увидел первые цветущие сады.

Следующее наблюдение. Въехали на территорию Украины. К слову: границы не заметил, хотя стоял у окна. И обратил внимание, что здесь больше обработанной пашни. С одной стороны, известно, что украинский селянин вообще отличается заботой о земле. Но с другой, как ни говори, а на юг едем – может, у нас ещё пора не пришла за плуг браться.

Едем обратно. Теперь уже от станции к станции видишь, как уменьшается степень зеленистости природы. Словно киноплёнка прокручивается в обратную сторону, и почки втягивают в себя свежие побеги.

Опять спотыкаюсь глазами о незнакомое название. Тербуны. По приезде опять заглядываю в интернет. Село, 7,5 тысяч жителей. Парадоксы России: в городе Плёс проживает три тысячи жителей…

Глядя на тербунцев, думаю о том, что мы, проезжая мимо населённых пунктов, глядя на жителей, воспринимаем их не как нечто живое, а как декорации, живые картинки. Впрочем, и они, глядя на поезд, не видят в нас людей, личностей – мы для них такие же картинки в окнах.

Проезжаем Елец. Город-стотысячник. Очень красивый вид на храм на берегу реки Быстрая Сосна.   И ещё обратил на себя внимание очень красивый элеватор возле железной дороги.

На станции Узловая сооружён любопытный мемориал. Паровозное депо, перед ним поворотный круг. Правда, сегодня это сооружение закреплено в одном положении и является лишь звеном транспортной развязки. А интересно вот что. Из одного проёма депо, заделанного чёрным материалом, выдвигается нос паровоза, будто ожидает этот старенький локомотив, когда к нему повернётся вожделенный круг, пристыкует рельсы, и свистнет паром тот паровозик, и провернутся маслянисто поршни… Да что там – не знаю я, как называется та железка, которую дёргает машинист, чтобы рванулся горячий пар в цилиндр… Знаю только, что очень хочется паровозу вырваться из того задрапированного чёрным небытия.

В общем, тронула меня та композиция.

А ещё вспомнил я, что на этой самой станции Узловая начинал свою трудовую деятельность автор романа «Память» Владимир Чивилихин. Соответственно, опять подосадовал на то, как беззастенчиво распорядился его титаническим трудом Михаил Задорнов.

…Граница. Кто бы мог подумать, что между Россией и Украиной возникнет она, и  придётся нам заполнять декларации, и предъявлять к досмотру вещи… А вот уже и воспринимаем как неизбежное зло.

Так вот, оказывается, для наших четвероногих спутников также существует порядок пропуска через границу. В частности, проводник должен выдать пассажиру бланк декларации на животину. Вот и возник на границе конфликт у нашей соседки – проводница забыла. Вот и пришлось женщине бегать в штабной вагон за соответствующей бумажкой.

Граждане, кто захочет везти через границу с собой животное, обязательно изучите правила их провоза!

Ну и ещё одно.

Из Москвы ехал в вагоне, в котором следовало несколько детей. Особенно обращали на себя внимание двое: девочка ехала с родителями в самом конце вагона, а мальчик с родителями и бабушкой – в самом первом купе. Девочке 3 годика, мальчику примерно 2. Девочка общительная, сразу со всеми познакомилась, игралась с животными, приволокла книжку-азбуку и показывала нам рисунки, угощала конфетами, и сама принимала угощения… Пару раз похныкала чего-то – ребёнок, как ни говори. Но в целом – спокойная общительная оптимистка. Родители на её похождения смотрели спокойно, только контролировали, где она, с кем, и единственно из-за чего переживали, чтобы дочка не надоедала.

Мальчонку контролировали в три пары глаз, пасли в шесть рук, чуть что подхватывали на руки. Туда не ходи, это не трогай, спать пора, сейчас дяде в мешок отдадим… И в результате он орал всю дорогу. В конце пути у него приключилась подлинная истерика.

На примере этих двух семей можно было бы проводить мастер-класс о том, как следует обращаться с ребёнком в дороге.

Впрочем, всё это интересно, конечно, только ведь ехать не являлось моей самоцелью. Главное целью поездки являлся Луганск!