65-летию Великой Победы: Марафон Памяти
МИРЫ ПАМЯТИ – ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ, НЕПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ…
Ветеранская песня – пасынок официального искусства
В Никольской башне Московского Кремля сегодня находится вход в расположение Президентского полка. Правда, изнутри ничто не напоминает, что ты попал во внутрь стародавней могучей крепостной башни. Тут всё современное: лестница, лифт, светильники… Даже обидно становится, когда видишь, насколько старательно тут изничтожен дух старины…
А дальше – клуб полка. Здесь и состоялось заключительное мероприятие Марафона Памяти, организованного группой ветеранских коллективов. Назывался он «65-летию Великой Победы – 65 Уроков Мужества».
Идея родилась осенью минувшего года. Группа ветеранов-активистов (речь о них пойдёт ниже) решила организовать целый Марафон Памяти, чтобы провести 65 Уроков Мужества перед молодёжью страны. В советские времена подобная практика имела широкое распространение – к каждому юбилею в стране в трудовых и воинских коллективах обязательно проводился в жизнь какой-нибудь броский лозунг, типа «100-летию Ленина – 100 ударных трудовых недель!». Звучало броско, да только любому здравомыслящему человеку было ясно, что за этой эффектной комбинацией слов скрываются лишь демагогия и показуха.
Так что у организаторов Марафона сомнения тоже возникли. В самом деле, провести столько мероприятий… Удастся ли?.. Не обратится ли их задумка тоже в пустышку, в броский лозунг? Между тем, эти люди разбрасываться словами не привыкли. А потому продумали, прикинули возможности и резервы – и приступили. Оно ж ведь как: в любом деле главное – начать!
Что такое Урок Мужества в классическом, так сказать, исполнении? Это когда в школу (или в другую молодёжную организацию) приходит группа седовласых ветеранов, и рассказывают о своей войне – именно «своей», ибо война у каждого и впрямь своя. Иногда это бывает интересно, иногда нудновато, а то и вовсе заносит стариков в их воспоминаниях, да так, что мероприятие оказывает эффект прямо противоположный – и ребятня мечтает только поскорее с такого «урока» сбежать.
Организаторы Марафона пошли по пути иному. В основе уроков, которые преподносили они, лежало Её Величество Искусство.
Вот теперь – об организаторах. Это Культурно-патриотический центр «Долг и память» в составе: портретная галерея «Долг и память: Мы сыновья твои, Россия!», Творческое объединение авторов-исполнителей «Музыкальный десант», Студия звукозаписи «Поднятая целина», Студия тележурналистики «Объектив». Эти названия, равно как и имена людей, непосредственно несущих Искусство в массы, зрителю известны не слишком широко. И причин тому несколько.
В частности, на этом сказываются взаимоотношения внутри ветеранских структур. И тут невозможно обойтись без отступления от основной темы публикации.
Ветеранская организация – любая – состоит в первую очередь из профессиональных военных. То есть её управленческая составляющая. Соответственно, военные выстраивают её по военному же образцу, по принципу вертикальной подчинённости, единоначалия. Это ни хорошо и не плохо – это данность. Как и любая другая подобная же управленческая данность, она имеет свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести тот факт, что в жёсткую вертикаль с трудом вписывается такой элемент, как искусство. Потому что люди искусства очень неохотно ходят строем. Можно, конечно, в творчестве что-то добротное сделать по приказу – но это что-то навряд ли станет шедевром.
Так вот. Ветеранские организации, выстроенные по принципу жёсткой вертикали, желали бы, чтобы и входящие в их структуру творческие коллективы были частью их, и подчинялись бы тем же законам, что и бюрократическая составляющая системы. То есть, люди, которые от сих до сих сидят в кабинете и занимаются бумажной работой (важной и нужной – в том сомнения нет!), должны находиться в равном положении с артистами и художниками, у которых само по себе понятие «рабочее время» является понятием абстрактным, потому что у них всё время – рабочее.
Поясню на примере. Некоторые из людей, которые будут названы ниже, пребывают в состоянии конфронтации с некоторыми функционерами от ветеранского движения. Не собираюсь копаться в первопричине конфликта – каждая сторона найдёт немало аргументов в свою пользу. В них закопаешься. И изначально примешь ту сторону, которая начнёт жалиться первой. Между тем, первосуть тут проста.
Так уж получилось, что я стал свидетелем того, как из ветеранского движения выдавливалось несколько творческих коллективов, несколько людей, сказавших в разных сферах творчества своё слово. Главным аргументом было: они со своего творчества имеют «левые» деньги. «Левые» – потому что они прошли мимо кассы организации, от которой люди выступали. Да-да, в любом деле в основе, как правило, лежит коммерческий корыстный интерес. «Они на нас зарабатывают, а ты о них пишешь!», – высказал в мой адрес претензию один из руководителей.
Да уж, зарабатывают, слов нет… Столько уже назарабатывали…
Ну скажите на милость: на чём может заработать творческий коллектив, выступающий перед ветеранской аудиторией? Да, наверное, иной раз перепадает ребятам возможность дать концерт для небедных людей, да ведь не эти разовые удачи определяют их статус и благосостояние!
Да, слов нет, кто бы спорил – характеры не у всех участников творческого коллектива, о котором идёт речь, ангельские. И отношения выстраивать с ними – непросто. Куда проще эти отношения разорвать, да и запретить о них упоминать.
Помните знаменитую «Сказку о тройке» братьев Стругацких? Имелась там у большого начальника волшебная печать – если приложишь её к любому документу, всё, написанное на бумаге, обращалось в явь. Оказавшись на болоте, тот руководитель при посредстве печати решил задачу кардинально: он то болото отменил. И оно тотчас исчезло отовсюду – с карты местности, из справочников, с дорожных указателей… Только в природе-то оно осталось, ибо против природных законов никакая воля самого большого начальника не властна.
…Как-то был у меня такой случай. В районе метро «Выхино» выступала группа ребят в камуфляже, делали вид, что поют, хотя рты раскрывались явно не в лад с теми словами, что неслись из динамиков усилителей. Песни были военно-патриотические, баннер за спинами исполнителей принадлежал одной из уважаемых ветеранских организаций, перед выступавшими стояла коробка для пожертвований. И люди жертвовали, конечно…
Я подошёл к выступавшим, попытался заговорить, расспросить… Движило мною не желание их ущучить, уличить в нечестности. Напротив – как журналист хотел сказать доброе слово… Однако благим намерениям не суждено было претвориться. Выступавшие разговаривать со мной не пожелали. Более того, подметил я, что в нескольких шагах замаячили крепкие парни в кожанках, а рядом оказался сотрудник милиции… В общем, счёл я за благо отправиться по своим делам. И больше с подобными глупыми вопросами к подобным коллективам не приставал, хотя и немало их выступает по улицам Москвы.
Вот те таинственные группы – зарабатывают. И на «крышу», и на «откаты» у них средств хватает. И на организации, под флагом которых они «лабают», не перечисляют, скорее всего, ни копейки.
Впрочем, эта, последняя, фраза – исключительно из разряда предположений.
Зато абсолютно чётко знаю другое. В адрес двоих людей, которых я назову ниже, от функционеров-ветеранов звучали недвусмысленные обвинения в том, что они своей творческой деятельностью зарабатывают деньги. Даже не так, чуть подправлю предыдущую фразу: что эти люди на организации своих патриотических акций зарабатывают.
Рискну высказать свою точку зрения. Кто не согласен, может поспорить, что сочтёт, что я неправ, может поправить.
Некий творческий коллектив свою деятельность посвящает патриотическому искусству. На патриотизме, как на любой службе праведной, не наживёшь палат каменных. Потому этот коллектив нуждается в том, чтобы оказаться под крылом сильной структуры, которая бы оказывала ему помощь за обязательство выступать под брендом этой структуры. Самый благородно-альтруистический человек не может строить свою патриотическую деятельность бесплатно. Помимо того, что ему нужно пить-есть, у него есть и другие потребности!
…Ну вот мы и вернулись к началу данной публикации. А именно – к Марафону Памяти, который организовала группа творческих коллективов.
В программу каждого Урока Мужества входит Картинная галерея «Долг и Память: Мы – сыновья твои, Отчизна!». Огромную роль в её создании сыграли офицеры запаса – выпускники Московского общевойскового училища Дмитрий Саблин и Сергей Князев. Непосредственно организаторской деятельностью галереи занимается выпускник этого же военного учебного заведения Владимир Счепицкий.
Что из себя представляет данная картинная галерея? Прежде всего, понятно, это полторы сотни собственно картин. Которые нужно хранить и содержать, а также пополнять – то есть писать новые полотна. На каждое мероприятие их нужно вывозить – в портфель несколько десятков картин не сложишь, а потому нужна машина. И к тому же у организаторов галереи сложилась замечательная традиция дарить копии своих картин – изображённым на них людям, матерям и жёнам павших… На всё это нужны средства и средства!
Дальше. Авторы-исполнители здесь класса высочайшего. Это не инкубаторские безликости – скороспелки из череды «звёздных» фабрик. Тут что ни человек – то личность!
Александр Карпухин – офицер-десантник, член Союза писателей России, лауреат Литературной премии им. А.С. Грибоедова. Станислав Юрко – офицер-десантник, участник боевых действий. Артур Кочаров – офицер-десантник, участник боевых действий. Юрий Епихин – старший прапорщик запаса, участник боевых действий. Сергей Кузнецов – участник боевых действий. Валерий Монастырёв – офицер-пограничник, военный журналист… До недавнего времени с ними выступал также Василий Денисов – ветеран легендарной «Альфы», участник боевых действий, к глубочайшей нашей скорби окончивший свой жизненный путь в конце минувшего года… Все они являются лауреатами конкурсов и фестивалей военно-патриотической песни – всесоюзных, всероссийских, международных.
Следует оговорить и ещё один момент. Наверняка, каждому доводилось встречать в жизни ветеранов, которые с удовольствием поют под гитару военные песни. Так вот, названные выше исполнители – это не уровень кухонных посиделок, нет. Это – Мастера!
Соответственно, поскольку они – мастера, они легко и просто смогут спеть без микрофона, без аппаратуры, без сценического оформления. Только ведь неправильно это будет! Для того, чтобы раскрыть талант во всей полноте, нужна качественная аппаратура, чтобы создать соответствующее восприятие песни, сцену необходимо оформить, к тому же на экране демонстрируется видеоряд сопровождения… И на всё это нужны средства, средства, средства…
Нет, эти ребята – не бессребреники, нет. Но они и не хапуги. Они хотят достойно нести искусство зрителям – и получать за это соответствующее вознаграждение. Они – не ангелы, и не нуждаются в пририсовывании им крылышек. И в то же время не стоит винить их в излишних меркантильных устремлениях – повторюсь: на том поприще, что эти ветераны себе избрали, обогатиться невозможно.
…Итак, Марафон Памяти «65-летию Великой Победы – 65 Уроков Мужества» завершился. Последний урок ветераны преподали воинам Президентского полка. И выступали ребята под знамёнами Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и Фонда содействия ВДВ и Спецназу им. Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова.
В зале, помимо солдат-кремлёвцев, было немало гостей. Это учащиеся ряда учебных заведений столицы. Это люди, уже одни имена которых говорят сами за себя. В частности, Герои Советского Союза и России – Александр Маргелов, Игорь Запорожан, Вячеслав Бочаров, Наби Акрамов… Это активистки движения членов семей погибших военнослужащих Александра Иванова, Ольга Фазлиева, Надежда Макарьева… Это ветераны Центра специального назначения ФСБ России Николай Бетин, Николай Олейников… Это участники Организации ветеранов «Боевое братство»… В числе приглашённых был и сотрудник аппарата Исполкома Международного сообщества писательских союзов.
На выступлениях данного творческого коллектива мне доводилось бывать и раньше. Но тут они превзошли самоё себя. Это был попросту великолепный концерт! Что песни, что их исполнение – всё это не могло оставить равнодушным никого.
…И не оставляла мысль – мысль, которая гложет не только меня, а многих из тех, с кем по данному вопросу доводилось общаться.
Есть в биографии нашей страны несколько дат, на которые принято повышать градус патриотизма в обществе. В эти дни по всем каналам телевидения, на всех сценических площадках звучат песни… Одни и те же песни, в исполнении всё тех же, всем известных исполнителей. У творческой богемы идёт «чёс», в ходе которого они снимают обильные пенки с тех средств, которые бюджет выделяет для торжеств. Все эти набившие оскомину исполнители из года в год исполняют одно и то же…
По этому поводу ходят слухи. Ни за один из них не поручусь. Но ведь (вспомним опять же ту печать, о которой шла речь выше) от того, что мы промолчим, слухи не исчезнут! Так вот. Слухи. Говорят, будто исполнители самых известных наших патриотических песен отказываются их исполнять дешевле, чем за десять тысяч евро, а о благотворительных выступлениях в частях или перед ветеранами к ним можно и не обращаться. Говорят, что попасть в праздничную программу самому талантливому исполнителю с самой самобытной песней просто невозможно, потому что этого не допустят всё те же самые набившие оскомину исполнители всем известных патриотических песен… Очень похоже на бесстыжую клевету. Но если посмотреть на то, сколько исполнителей перекочёвывает с одного канала (сценической площадки) на другой в праздничные дни, закрадывается крамольная вещь: а может, это правда?..
Скажем, финальная песня, с которой выступил творческий коллектив «Музыкальный десант» на Уроке Мужества – это великолепное произведение, в не менее великолепном исполнении. Равно как и песня в исполнении её автора, уже покойного Василия Денисова, которую собравшиеся видели на экране…
Николай СТАРОДЫМОВ
(2010 год)
К записи "Концерт в Кремле" пока нет комментариев