Мысли о прочитанном

ЗАЦЕПИТЬ ЧУЖУЮ ДУШУ

У каждой книги есть свой читатель. Это аксиома – истина, которой нет нужды искать доказательства. Когда мы берём в руки томик, нередко ещё не знаем, заинтересуют ли нас мысли и чувства автора, которые он пытался донести до человечества. Если разобраться, это вполне закономерно. Каждый писатель мечтает, чтобы его творение прочитало как можно больше людей, но в то же время отдаёт себе отчёт, что это число уже изначально ограничено кругом интересов любителей чтения. Угодить всем и каждому – невозможно. И при этом, приходится с сожалением констатировать, у легковесной беллетристики индекс популярности куда выше, чем у литературы, цепляющей умы и души людей.

Ну в самом деле – придумать и лихо закрутить сюжет куда легче, чем описать будни, пусть даже и самого выдающегося человека.

Когда я взял и начал листать книжку аварской писательницы Баху-Меседу Расуловой «Осколки жизни», поначалу посчитал, что не войду в число её читателей. Небольшие миниатюрки – словно лёгкие наброски будущего объёмного художественного полотна… Как поначалу показалось, излишне назидательные и непосредственно прямолинейные.

Ну право же, отложил бы её, книжку, и больше не прикоснулся б к ней.

И вдруг!..

Две странички текста (а книжка маленького, «карманного», формата). «Горе матери».  Прочитал – да что там! – проглотил одним взглядом. Да и что ж удивительного? Сам я сколько думал о том, о чём было написано в той зарисовке!..

Во время бомбёжки погибли сыновья старушки Малкан. И осталась она одна с внуками. В числе других беженцев оказалась она в соседнем, но всё же чужом краю, у благожелательных, но всё же посторонних людей. И мечется душа старушки. Стремится она к душам погибших сыновей, и в то же время понимает, что без неё внуки останутся на земле вовсе без заботливой руки родного человека. Но опять же, ей-то самой каково – женщине немолодой, с малолетними детьми на руках, да на чужбине… И молится она по ночам Всевышнему – чтобы помог ей найти правильный путь. Именно по ночам – чтобы внуков не смущать, и добросердечным хозяевам не мешать.

И только вскользь проскакивает оговорка, что речь идёт не о незапамятных временах, а о современной Чечне, и о беженцах из этой республики в соседний Дагестан. Словно подчёркивала автор: не столь важно, что за война – горе матери всегда одинаково, вне зависимости от политической подоплёки непримиримого противостояния вооружённых формирований.

В самом деле: чем отличается неизбывное горе Матери, где бы она ни жила – на берегу Терека или близ Волги? Для того ли растила детей, чтобы растерзал их тела безжалостный металл?..

Мы можем сколько угодно рассуждать о том, кто прав и кто виноват в том или ином военном конфликте. Мы можем вести споры о сепаратизме и государственных интересах, о территориальной целостности и происках иноземных спецслужб, о террористах-фанатиках и беспринципных убийцах-наёмниках… У каждого будет своя правда, и нет уверенности, что кто-то сможет переубедить собеседника, обратить его в число своих сторонников. Подобные споры вечны – и, как правило, бесперспективны. Потому и привыкли правители решать их с помощью оружия. Вот и идут в бой роты и отряды – чтобы металлом меча или автомата утвердить некую идею, некий образ жизни. Рядовые солдаты (ополченцы, боевики), как правило, верят в лозунги, под которыми они идут в бой – в противном случае само военное противостояние теряет для них всякий смысл. И они убивают и умирают ради некой идеи – в самом крайнем случае, ради денег.

Умирают… И рыдает где-то мать, и в недоумении глядят дети, которые не могут понять, почему это их вдруг начинают жалеть и называть сиротами. Не нами сказано, что главными жертвами войны являются старики и дети. Солдат (боевик) погиб за свою идею – а его матери остаётся жить с таким горем, его детям оставаться сиротами.

Об этом – миниатюра Баху-Меседу.

Предвижу реакцию некоторых читателей: мол, каких сыновей воспитала, сепаратистов, мол, за то и расхлёбывается. Так-то оно так. Только жизнь учит, что нет у неё, жизни, единой правды на любой случай жизни… Вспомним великое творение Шолохова – роман «Тихий Дон». Уж как мотало Григория Мелехова, под какими знамёнами он только ни воевал!.. А хотел ведь только одного: жить в любви и согласии в родном хуторе Татарском, землю пахать, да детишек растить. Нет, на войне далеко не всегда так бывает, что человек сразу оказывается в своём окопе – и особенно трудно сделать выбор на войне гражданской. Не всякий, в которого попала пуля солдата федеральных войск, – головорез-боевик. И уж подавно не для беспощадного металла воспитывала-растила мать своих сыновей.

В конце концов, миниатюра из книжки «Осколки жизни» – не за кого-то или против, опять же, кого-то. Она против войны как таковой. Она против узаконенного смертоубийства молодых мужчин – которых оплакивают матери, после которых остаются сироты.

…Теперь уже я листал книжку внимательнее. Да, многие «осколки» по-прежнему не привлекали внимания. Только подумалось, что в названии сборника сокрыт глубокий смысл: так мозаика, состоящая из кусочков смальты разного цвета и степени его насыщенности, смотрится именно в сочетании всех этих осколков.

Автор рассуждает о многих сторонах, о гранях нашей жизни. И иной раз мимоходом роняет афоризмы, над которыми невозможно не задуматься.

«Плуг ржавеет, когда лежит без дела, а когда пашет, блестит. Так же и мозг человека, ржавеет, когда не думает». «Жизнь прожитая – сон, а будущая – мечта». «Неужели нужно пережить войну, чтобы понять, как мы любим родину?»…

Новеллки разные. Они схожи лишь по объёму – все сплошь миниатюрны.

…Парень влюбился. И всё не решался заговорить с возлюбленной, пока её у него не увели. С другими девушками говорил легко и просто – потому что не любил. Мораль: Легко говорить, когда не любишь. Парни, ну-ка: разве не знакомая картина?

…Решил парень пустить пыль в глаза своей девушке. Друг ему «помог» – угнал для него машину, чтобы парень мог покатать подругу. Покатать – покатал, но за угон получил срок. Вышел на волю – ни девушки, ни друзей, ни жилья, ни работы…

…Старик-фронтовик в далёком горном селении живёт своим трудом. Приехал внук из города и начал уговаривать деда поехать с ним, чтобы старику, как ветерану Великой Отечественной, дали квартиру… Не может понять старик, зачем идти на махинации ради тесной и душной квартиры в городе, если можно жить в селении – на вольном воздухе, да на хороших продуктах…

Ну согласимся, что пишет Баху-Меседу о проблемах не неких узкоместнических, а об общих, характерных для всей нашей страны! И ратует она за простой честный труд, за чистые отношения между людьми, противопоставляет похоти – любовь, пьянству и наркотикам – здоровый образ жизни…

«Осколки жизни»… Осколки-то, быть может, и осколки. А вот складываются они в общую картину нашего бытия. И странная получается картина, загадочная. Вроде как не слишком приглядной выглядит, вроде как мрачновата даже. А вот пробивается сквозь эти мрачноватые мазки свет, пробивается. Имя тому свету – вера в человека, в то, что сумеет перебороть он некрасивые черты свои.

Ибо в каждом из её героев – искра имеется, та самая искра, которая и  делает человека человеком!

Николай СТАРОДЫМОВ

(2010 год)