РЕФОРМА В АРМИИ

Николай СТАРОДЫМОВ

Как-то довелось мне стать участником разговора о проходящей нынче реформе армии. В частности, зашла речь о том, что отменяется вообще понятие «военная медицина», что с военных медиков снимают погоны, а госпитали и армейские поликлиники переводятся в разряд муниципальных.

Один из собеседников высказался в том смысле, что, случить война, самая микролокальная, некому будет оказывать помощь раненым в зоне боевых действий.

- Любому гражданскому медику заплатят – и он поедет на войну, – безапелляционно заявил самый юный из присутствовавших.

Что ж, поедет-то поедет… Только толку-то от этого!..

Нашему юному другу мы разъяснили, что если послать на войну самого наизамечательнейшего медика, его кпд окажется весьма и весьма невысоким. Военная медицина – понятие куда более широкое, чем высокая личная квалификация врача. Военной медицине необходимо уметь быстро развернуть полевые госпитали и другие мобильные пункты оказания врачебной помощи, наладить процесс эвакуации раненых и транспортировку их в тыл… Оперировать раненых в условиях, далёких от комфортабельных стационарных клиник… Да мало ли что ещё – сама специфика работы в боевых условиях кардинально отличается от мирной. И тут одним лишь тройным окладом проблему не решишь.

Однако это только одна сторона военной медицины. В конце концов, война, даже небольшая – ситуация экстремальная. Между тем медики в погонах решают проблему обороноспособности страны ежедневно. А их сейчас одним чохом хотят сделать гражданскими людьми со всеми вытекающими последствиями.

В своё время мне довелось исколесить немало гарнизонов. И везде и всюду местные жители готовы были платить немалые деньги, лишь бы только любыми правдами и неправдами определить заболевшего родственника именно в военный госпиталь. Потому что уровень квалификации военных врачей был неизмеримо выше, чем в местных врачебных заведениях.

Что мы видим сейчас? Военную медицину уничтожают как класс. Обязательного распределения из вузов гражданских сегодня не существует. Соответственно, гарнизоны, расположенные вдали от крупных населённых пунктов, автоматически оказываются лишёнными квалифицированного медицинского обслуживания.

Что дальше? Понятно, что квартирная проблема не позволит медицинским работникам тотчас разъехаться из гарнизонов и бросить пациентов на произвол судьбы. Да и безработица, сколько бы оптимистичных рассказов мы ни слушали от наших государственных деятелей, вынудит врачей довольствоваться любой возможностью работать. Так что какое-то время они останутся на прежних должностях, но на значительно более низких зарплатах. Но ведь смены-то у них не будет – квалифицированной равнозначной смены. Ибо кто ж добровольно поедет в нашу российскую «глубинку»?.. Правильно, только тот, у кого просто нет другого выбора!

…Стоп! – может сказать кто-то из читателей. А кто сказал, что военную медицину уничтожают как класс? Кто распускает такие слухи? Не так всё на самом деле, совсем не так.

Быть может. Мы к этому ещё вернёмся.

А пока возьмём военную печать. Разговор тот же: мол, гражданский журналист о военных проблемах напишет не хуже своих коллег в погонах. Что ж… Недавно в новостном блоке Интернета был опубликован материал, в котором автор на полном серьёзе написал: что самый загадочный объект Вселенной это Млечный Путь, что учёные взяли из его ядра вещество и оказалось, что из него зарождается жизнь и оно пахнет земляникой… Тоже, наверное, этот борзописец был уверен, что о проблемах космологии может поведать полнейший неуч и профан…

Любая сфера деятельности имеет свою специфику. В полной мере это относится к армии. Чтобы со знанием дела рассказать о ней, журналист должен иметь хотя бы элементарное представление о ней, владеть хотя бы минимальной терминологией.

Снимают погоны с военных судов, военной прокуратуры. Эти функции также переводят в ведение местных правоохранительных структур.

Этот ряд можно продолжать.

А теперь вернёмся к вопросу о том, откуда обо всём этом известно. В том-то и дело, что это ПРОСТО ИЗВЕСТНО – и всё тут. Об этом все говорят.

Уже который год речь идёт о военной реформе. В результате её, утверждают наши руководители, армия станет более боеготовой, более боеспособной, более мобильной, более-более-более… И она, реформа, идёт! Отовсюду мы слышим, что армия ужимается, что увольняются генералы, что сокращаются офицеры, что продаются военные городки… Дивизии преобразуются в бригады…

Но погодите, господа товарищи! Движение есть… Вернее, шум движения есть. Но куда?

Логика подсказывает, что реформа должна начаться с информирования страны, народа, армии о том, куда мы движемся, что для чего делается.

Я, например, вижу ситуацию так. Министр обороны выступает, скажем, в «Красной звезде» или «Российской газете» с большой программной статьёй, в которой расписано следующее. Для обеспечения обороноспособности страны нам необходимо иметь столько-то соединений такого-то штата при таком-то вооружении, для обеспечения их всем необходимым достаточно столько военных городков… Ну и т.д. Понятно, что речь идёт не о секретах, а о том, о чём можно сказать открыто… Дальше. Лишние городки мы, мол, продаем, рассчитываем получить столько денег, которые пойдут на обеспечение жильём всех военнослужащих и качественное повышение уровня жизни людей в погонах… И для этого нам нужно столько-то времени. Вот опубликовать бы такую программу, да провести потом пресс-конференцию, на которой министр самолично объяснил бы, что и как делается. Быть может, и напряжённость снялась бы в обществе по поводу таинственной, никому не ведомой реформы?!.

Другими словами, изначально должна существовать продуманная программа преобразования армии. Однако практика заставляет нас усомниться, существует ли хотя бы самый приблизительный краткосрочный план, не говоря уже о долгосрочной программе реформы. Вот лишь несколько фактов из серии тех, которые дают почву для этих мрачных предположений. Как можно было просто взять и выгнать в неподготовленные помещения ГОМУ, лишив таким образом все Вооружённые силы возможности быть управляемыми? Не это ли обстоятельство подтолкнуло Саакашвили к нападению на Южную Осетию?.. А реорганизация военкоматов, затеянная точнёхонько накануне очередного призыва?.. Что за странные совпадения?

Ладно, можно сказать, частности, отдельные ошибки в реализации грандиозной программы неизбежны. Допустим.

И всё же: где эта программа? Нет её, негде прочитать. Ну а где нет информации, там-то и рождаются домыслы.

О некоторых слухах шла речь выше. Какие из них достоверные, а какие грешат против истины? Неизвестно. Но ведь и это не всё!

Говорят, что уже решён вопрос об отмене бесплатного проезда в отпуск военнослужащим и членам их семей. В советские времена таким правом пользовался только сам офицер, а для членов семей эту льготу ввели в 80-х годах. Между тем, при тогдашних окладах военнослужащий мог позволить себе оплатить проезд в отпуск для своих близких. Скажите: а за какие деньги он сможет это сделать сегодня? Нет, если служит человек в Арбатском округе, то как-то исхитрится. А если в Тьмутаракани?..

Говорят, что уже решён вопрос о том, чтобы военную пенсию «отвязать» от повышения окладов действующих военнослужащих. По поводу пенсий – вообще разговор особый. Недавно рассказали мне о таком факте. Пенсия капитана 1 ранга, командира атомного подводного крейсера, который совершил два десятка дальних походов и провёл под водой в «автономке» несколько лет, составляет одну треть от пенсии майора, который прослужил в военной прокуратуре того же гарнизона…

Говорят, что по армии целенаправленно расформировываются наиболее боеспособные части и соединения. Бутафорские Таманская и Кантемировская дивизии как боевые единицы ничего из себя не представляют. На вооружении армии состоит исключительно техника советского времени, а современные разрекламированные машины производятся исключительно для продажи за границу, в то время как их единичные экземпляры, имеющиеся в стране, используются только для парадов.

Ну а история с новой формой для военнослужащих? Заказать её разработку гламурному эпатажному кутюрье – это ж надо было додуматься! Во сколько сей эксперимент обошёлся казне, неизвестно. О величине гонорара косвенно свидетельствует то обстоятельство, что на само переодевание армии средств не осталось. И вполне понятно, что ходят слухи о баснословном «откате», благодаря которому состоялась эта афёра.

И это – лишь малая толика слухов. И при этом не касаемся личности самого министра обороны. Тут слухов – толпами ходят. Что отгрохал апартаменты  себе в здании министерства такие, каких не позволял себе никто из предшественников. Что его юные советницы презрительно и привселюдно называют военнослужащих «зелёными человечками» и при этом имеют оклады, не сопоставимые с генеральскими. Что в Москве идёт оголтелая распродажа минобороновской недвижимости направо и налево, и при этом покупателями являются только «свои люди». Что возня с ЦСКА затеяна исключительно для того, чтобы прибрать к рукам весь этот исполинский комплекс, а точнее, столь удачно расположенную территорию…

Слухами, как известно, земля полнится. Если нет достоверной откровенной информации, будут ходить слухи. И поскольку в армии дела обстоят нынче не лучшим образом, и слухи эти соответствующей тональности.

Если во главе Министерства обороны стоит человек, который не пользуется в войсках ни малой толикой авторитета, если военное ведомство потрясают скандал за скандалом, очевидно, что не всё в порядке в королевстве Датском.

…Знаете, что больше всего меня удивляет в современной армии? То, что находятся молодые парни, которые поступают в военные учебные заведения и согласны ехать служить в отдалённые гарнизоны. Я лично отдал службе в Вооружённых силах 27 календарных лет. Где бы, в какой бы глухомани ни оказывался, всегда знал, что нужен государству, что оно меня не забудет. Что в конце концов буду обеспечен нормальным жильём, что буду иметь достойную пенсию…

А в чём может быть уверен нынешний лейтенант, заканчивая военное училище (пардон, военный институт)?  Где это видано, что офицер, имеющий жильё, служит по месту прописки, а тот, у кого квартиры нет, обречён кочевать по «дырам» без надежды обзавестись собственным углом? Денежный оклад не может обеспечить более или менее достойный уровень жизни ему самому и его семье. Квалифицированной медицинской помощи его собираются лишить. В какую бы глухомань его ни заслали, в отпуск съездить ему больше не светит. А теперь ещё и пенсию обещают урезать. И в условиях безработицы у жены бедолаги мизерные шансы на трудоустройство. Об обучении детей в этих условиях и говорить не приходится: школьная реформа закрывает учебные заведения с малым числом учеников, высшее образование из офицерского оклада не оплатишь…

Так кто же будет служить в такой армии?.. Вопрос риторический.

Но тогда другой вопрос, тоже риторический. Кому же выгодно, чтобы наша страна, армия которой ещё недавно внушала уважение всему миру, целенаправленно разваливала свои Вооружённые силы? Кто и зачем поставил во главе Министерства обороны человека, под руководством которого уничтожается авторитет и уважение к руководству страны у людей, которые целью и смыслом жизни избрали её защиту?

И напоследок ещё один слух. Якобы один из наиболее известных и уважаемых в стране военачальников-ветеранов под каким-то предлогом сумел пробиться на приём к первому лицу нашего государства. Пока они говорили о проблемах ветеранов, лицо слушало благосклонно. Но едва военачальник перешёл к теме современной военной реформы, руководитель беседу свернул.

Правда ли это – не знаю. Но судя по тому, что происходит с армией, вполне верится.

(2009 год)