ЖАБА ДЛЯ ПРИВАТИЗАТОРА
Днём 6 сентября по НТВ в передаче «Средь бела дня» опять шла речь о дачах в Переделкино. Я на своём сайте уже неоднократно обращался к этой теме, а потому – совсем коротко. А потом – свою точку зрения по данному вопросу.
В своё время лучший друг советских писателей товарищ Сталин приказал построить дачный посёлок, в котором мастера художественного слова, в стороне от бытовых проблем, могли бы творить свои шедевры. Участков, и, соответственно, дач, насчитывалось ровно сто. Они являлись коллективной (!) собственностью Союза писателей СССР. Дача предоставлялась во временное пользование писателю до окончания его жизненного пути на нашей грешной земле. После этого родственники обязаны были её освободить и сюда вселялся следующий писатель. Попасть в Переделкино являлось заветной мечтой всех советских писателей. Очередь желающих уходила разве что не в бесконечность. Большинство, естественно, не доживало.
В момент распада Советского Союза собственность Союза писателей приватизировал едва ли не каждый, имеющий к ней доступ. Созданное в 1992 году Международное сообщество писательских союзов, которое стало правопреемников творческого объединения СССР, положило конец этому расхищению. Соответственно, кое-что из собственности удалось спасти от расхищения и оставить в коллективной собственности Литфонда (для простоты примем, что это единая собственность Литфонда и МСПС – для данной темы это не имеет принципиального значения).
Однако не зря говорится, что самый страшный для человека зверь, это жаба – она уже стольких задушила!.. Дело в том, что некоторые писатели к тому времени уже успели приватизировать дачку. А остальные, менее расторопные, стремятся сделать это по сей день. Сколько судов приходится выдерживать юристам Исполкома МСПС – не счесть.
Довелось на нескольких судебных процессах побывать и мне. На одном из них престарелый борец-приватизатор высказался, что если он увидит писателя, равного ему по таланту, то ему дачу свою уступит добровольно. Смешно, право…
Вполне понятно, что в данной тяжбе я на стороне МСПС. И не потому, что сам претендую на дачу – мне она не светит не при каком раскладе, и я даже в очередь не становлюсь, поскольку бесполезно. Просто я против приватизации в принципе. Получается, что некогда организация построила объект для блага всех её членов; ладно, пусть не всех, а некоторых, но всё же у каждого имелся хотя бы теоретический шанс в конце концов пожить в прекрасных условиях. А потом вдруг этот объект переходит в руки одного человека, а деньги за это получает группка руководителей, которые решение принимали. Эдакий обоюдовыгодный междусобойчик. Несправедливо это.
Однако сказанное до сих пор – это только преамбула.
Итак, 6 сентября в передаче принимали участие Председатель Исполкома МСПС Иван Переверзин, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев, член Правления Союза писателей России Владимир Середин и др. Им пришлось выступать в качестве обороняющейся стороны. Поводом к передаче послужило заявление, что такое-рассякое руководство российских писателей отнимает дачу, в которой многие годы жил и творил один наш знаменитый писатель (не стану называть имя покойного – он-то в скандале неповинен), у его родственников. Пересказывать кто и что говорил, не стану, просто коротко. Аргументация нашей стороны: решение о выселении принято в установленном порядке и подлежит исполнению. Аргументация оппонентов: мы хотим из дачи сделать музей нашего знаменитого родственника, а потому могли бы пойти навстречу родственникам великого писателя и оставить дачу им.
За что я не люблю подобные передачи, так это за шум, гам и нежелание слушать собеседника. Тем более, что выступать я не мастак, особенно когда тебя перебивают и передёргивают аргументы. Потому я не скажу, а напишу свою точку зрения.
Беда нашей страны, нашего общества, нашего народа, в том, что у нас эмоции слишком часто превалируют над разумом. И аргумент «он был великим писателем» оказывается сильнее, чем «так гласит закон». Pereat mundus et fiat justitia – «Пусть погибнет мир, но свершится правосудие» – это не про нас! Один героев замечательной книги братьев Стругацких «Град обреченный» приводит изречение, не знаю, чьё: Если я приезжаю в город, то не спрашиваю, хорошие в нём законы или плохие, я спрашиваю, как они исполняются.
Я не знаю, насколько искренни борющиеся за дачу родственники в своих обещаниях организовать музей великого писателя. Но я знаю, что такой вопрос не должен решаться в телестудии посредством высокопарной риторики. Вопрос прост: родственники требуют (не предлагают, а именно требуют) изъять в их пользу дачу, которая по своему изначальному предназначению создавалась как творческая мастерская – теперь уже следующего писателя. Согласимся, что если взглянуть на дело с такой стороны, оно выглядит несколько иначе.
Я понимаю людей, которые с пелёнок выросли в этом благодатном месте благодаря заслугам ушедшего в мир иной человека. Вполне естественно, им не хочется покидать дачу, которая, к тому же теперь находится на территории, которая отошла к Москве. Такого лакомого кусочка лишиться!..
Но точно так же я понимаю того очередника, которому должна дача отойти. Он тоже имеет на это право согласно закону!
Любая материальная данность, которая даётся человеку во временное пользование, должна быть возвращена по истечению установленного в обязательствах срока. Это – закон. Но вдруг этот человек не желает возвращать материальную данность, потому как она ему понравилась. Если поддержать такую тенденцию – это бардак.
Вот из этих двух данностей и нужно выбирать. Какую выберем – в таком мире и придётся жить!
Конечно, есть из чего выбирать. Но, если уж соблюдать закон, то всем, включая суд, который в данном случае действовал с нарушением всех процессуальных норм: судья сама писала запросы, не получив ответа выносила решения, не оповещала ответчиков и т.п. Кроме того, у наследников Айтматова не является целью заполучить дачу в собственность( на что, как юрист, могу комментировать: по ГК РФ они могли бы претендовать, прожив там более 20 лет и потратив на поддержание дома и участка значительные средства). Литфонд, как известно, на поддержание творческих мастерских не тартит ни копейки. Им даже выгодно разрушение или пожары, чтобы продать участки. А сколько там живет личностей, никогда не имевших отношения к литературе!
В доме творчества помещения сдаются не писателям, а внуковским летчикам – выгоднее же! Айтматовы прося только продлитиь аренду и сделать музей. Все поддерживают, кроме литфонда.А теперь, после заявления Куняева, что он собирается въехать на дачу Айтматова к своему 80-летию, все становится понятным. Красновидова, где живут его внуки, видимо, недостаточно для добра, что “должно быть с кулаками”.Скромнее надо стать в желаньях в таком возрасте, а то как бы вперед ногами куда-нибудь не въехать.
Музеи сейчас необходимы, особенно такие, где дети могли бы увидеть кусочек той жизни, которой жили здесь писатели. Айтматов стоит в школьной программе. Школьники по-другому восприиняли бы творчество писателя, послушав в его доме отрывки из произведений или посмотрев там фильмы по ним. Остались бы в их памяти ассоциации, возникло бы, может быть, и желание почитать.
Так что выбирайте, дамы и господа,либо культурное наследие, либо бетонный кубик типа колумбария “с стендами о каждом светиле”, как выражается приснопамятный Иван Переверзин – “великий” поэт из глубинки, который втиснулся в кресло Михалкова, даже не выждав 9 дней после его кончины. Великий комбинатор -да, надо отдать должное, что после всех махинаций, причем, всем известным, сидит себе в кресле и рулит. Но как веревочке не виться..