Эту заметку я размещаю с единственной целью: показать, как приходилось выкручиваться, чтобы показать боевые эпизоды и при этом обойти требования цензуры. Здесь всё – война. Однако закавычено, как будто речь идёт о боевой учёбе. В таком виде выходила почти вся газета “Фрунзевец”, и все мы умели читать между строк.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Несколько эпизодов из жизни одного подразделения

МОТОРЫ натужно ревели.  Колеса, вращаясь, раз­брасывали комья глины, но машина оставалась на мес­те. БТР увяз в грязи основа­тельно.

Это случилось на тактиче­ском занятия, причем, в са­мый неподходящий момент, когда «противник» вел ин­тенсивный огонь по мотострелкам.

«Теперь мы стали хо­рошей мишенью», — поду­мал вслух водитель рядовой Федор Арнаут.

Действительно, по застряв­шей в грязевой ловушке бое­вой машине «противник» сразу же открыл огонь.

Положение стало критиче­ским. Не раздумывая долго, рядовой Арнаут открыл люк, поднялся наверх и, пригнувшись, соскочил с бронетранспортёра.

«Лопатка не поможет, — сразу оценил ситуацию солдат,— Что же делать?» И тут же вспом­нил, как  поступали опытные водители в подобных случа­ях! Да. выход был один: вы­свободить трос лебедки, за­цепить его за надежную опоpv на берегу и вырваться из плена ловушки методом самовытаскивания.

Командир отделения по­нял замысел солдата и вклю­чил двигатель привода лебед­ки. Барабан стал медленно вращаться. Федор подхватил тяжелый крюк и потащил его к дереву, стоявшему непода­леку от бронетранспортера.

С трудом вырывая ноги из вязкой глины, он медленно шел к спасительному дереву. Лишь бы выдержало. Сталь­ной трос разматывался мед­ленно, тянуть его было не­легко. Солдат выбился из сил, пока закрепил крюк на стволе дерева. Но решитель­ность и настойчивость вои­на были вознаграждены: вскоре боевая машина вые­хала на сухое место. Оста­лось только догнать ушед­шее вперед подразделение и с ходу вступить в «бой».

НА учениях в горах случилось то, что называют неординарной ситуацией. На склоне хребта закрепились мотострелки. А на противоположном — через седлови­ну — «противник». Продви­нуться вперед или отойти назад не могла ни та ни другая сторона —- любой ма­невр пресекался взаимным огнем.

Мотострелки предприняли попытку отойти, чтобы затем ударить во фланг «противни­ку». Вот тут-то и последова­ла вводная, которую никто не ожидал: командир взвода лейтенант Алексей Ощепков оказался в отрыве от под­разделения, укрываясь от огня «противника».

Инициативу и решительность проявил старший сер­жант Эдуард Шмигельский.

Покинув укрытие, он пе­репрыгнул через булыжник, скатился по склону к коман­диру. Но как теперь выйти из-под огня вдвоем?

На помощь пришла сме­калка. Старший сержант поджег запал дымовой шаш­ки и швырнул ее в сторону. Плотный дым надежно при­крыл отход.

Спустя несколько минут офицер достиг позиций свое­го подразделения. Взвод про­должал выполнять учебно-боевую задачу…

НА огневой позиции шла напряженная боевая ра­бота. Минометчики вели огонь по «противнику». Офи­цер Е. Добровольский корректировал стрельбу, вно­сил поправки.

Расчет под командованием младшего сержанта Урмаза Сименсона поражал цели точно.

Внезапно по минометной позиции откуда-то с фланга ударил пулемет.

Командир мгновенно при­нял решение.

—             Закриев, остаетесь у миномета, остальным — в укрытие!

Рядовые Виталий Черед­ниченко и Дейиус Бальчунас бросились вперед. Командир расчета задержался возле рядового Руслана Закриева.

—             Справитесь?

— Так точно. — уверен­но ответил солдат.

Начался поединок. Огневая точка «противника» была хо­роню замаскирована. Обна­ружить ее было не так-то просто. Урмаз, Виталий и Дейнус, оценив сложность ситуации, внимательно наб­людали за поведением про­тивоборствующей стороны.

Рядовой Закриев тем временем действовал один за весь расчет. И хотя темп стрельбы немного снизился, мины по-прежнему точно шли в цель.

Так, действуя по принци­пу «Один за всех и все за одного», воины-минометчики выполнили поставленную за­дачу и подавили пулемет «противника».

Рядовые Александр Костюкович и Сергей Кап­ский обнаружили небольшую группу «противника» в не­скольких сотнях метров от позиций мотострелкового подразделения.

У воинов был выбор: мож­но отойти, не выдавая себя, и сообщить о «противнике» командиру подразделения. Можно было положиться на бдительность боевого охра­нения и опять-таки, отойти.

Но солдаты решили всту­пить в «бой». Они залегли и открыли огонь.

«Противник», застигну­тый врасплох, стал отходить. На помощь Костюковнчу и Капскому пришли их товари­щи.

***

Как часто в ходе тактиче­ских занятий воины встреча­ются с трудностями. Преодо­левай их, они повышают свое ратное мастерство, закаляют себя физически. И конечно, испытания учебным боем проверяют надежность, проч­ность войскового товарищест­ва и дружбы.


Капитан Н. БОГУНОВ.

(Это мой псевдоним)