Эту заметку я размещаю с единственной целью: показать, как приходилось выкручиваться, чтобы показать боевые эпизоды и при этом обойти требования цензуры. Здесь всё – война. Однако закавычено, как будто речь идёт о боевой учёбе. В таком виде выходила почти вся газета “Фрунзевец”, и все мы умели читать между строк.
ПРЕОДОЛЕНИЕ
Несколько эпизодов из жизни одного подразделения
МОТОРЫ натужно ревели. Колеса, вращаясь, разбрасывали комья глины, но машина оставалась на месте. БТР увяз в грязи основательно.
Это случилось на тактическом занятия, причем, в самый неподходящий момент, когда «противник» вел интенсивный огонь по мотострелкам.
«Теперь мы стали хорошей мишенью», — подумал вслух водитель рядовой Федор Арнаут.
Действительно, по застрявшей в грязевой ловушке боевой машине «противник» сразу же открыл огонь.
Положение стало критическим. Не раздумывая долго, рядовой Арнаут открыл люк, поднялся наверх и, пригнувшись, соскочил с бронетранспортёра.
«Лопатка не поможет, — сразу оценил ситуацию солдат,— Что же делать?» И тут же вспомнил, как поступали опытные водители в подобных случаях! Да. выход был один: высвободить трос лебедки, зацепить его за надежную опоpv на берегу и вырваться из плена ловушки методом самовытаскивания.
Командир отделения понял замысел солдата и включил двигатель привода лебедки. Барабан стал медленно вращаться. Федор подхватил тяжелый крюк и потащил его к дереву, стоявшему неподалеку от бронетранспортера.
С трудом вырывая ноги из вязкой глины, он медленно шел к спасительному дереву. Лишь бы выдержало. Стальной трос разматывался медленно, тянуть его было нелегко. Солдат выбился из сил, пока закрепил крюк на стволе дерева. Но решительность и настойчивость воина были вознаграждены: вскоре боевая машина выехала на сухое место. Осталось только догнать ушедшее вперед подразделение и с ходу вступить в «бой».
НА учениях в горах случилось то, что называют неординарной ситуацией. На склоне хребта закрепились мотострелки. А на противоположном — через седловину — «противник». Продвинуться вперед или отойти назад не могла ни та ни другая сторона —- любой маневр пресекался взаимным огнем.
Мотострелки предприняли попытку отойти, чтобы затем ударить во фланг «противнику». Вот тут-то и последовала вводная, которую никто не ожидал: командир взвода лейтенант Алексей Ощепков оказался в отрыве от подразделения, укрываясь от огня «противника».
Инициативу и решительность проявил старший сержант Эдуард Шмигельский.
Покинув укрытие, он перепрыгнул через булыжник, скатился по склону к командиру. Но как теперь выйти из-под огня вдвоем?
На помощь пришла смекалка. Старший сержант поджег запал дымовой шашки и швырнул ее в сторону. Плотный дым надежно прикрыл отход.
Спустя несколько минут офицер достиг позиций своего подразделения. Взвод продолжал выполнять учебно-боевую задачу…
НА огневой позиции шла напряженная боевая работа. Минометчики вели огонь по «противнику». Офицер Е. Добровольский корректировал стрельбу, вносил поправки.
Расчет под командованием младшего сержанта Урмаза Сименсона поражал цели точно.
Внезапно по минометной позиции откуда-то с фланга ударил пулемет.
Командир мгновенно принял решение.
— Закриев, остаетесь у миномета, остальным — в укрытие!
Рядовые Виталий Чередниченко и Дейиус Бальчунас бросились вперед. Командир расчета задержался возле рядового Руслана Закриева.
— Справитесь?
— Так точно. — уверенно ответил солдат.
Начался поединок. Огневая точка «противника» была хороню замаскирована. Обнаружить ее было не так-то просто. Урмаз, Виталий и Дейнус, оценив сложность ситуации, внимательно наблюдали за поведением противоборствующей стороны.
Рядовой Закриев тем временем действовал один за весь расчет. И хотя темп стрельбы немного снизился, мины по-прежнему точно шли в цель.
Так, действуя по принципу «Один за всех и все за одного», воины-минометчики выполнили поставленную задачу и подавили пулемет «противника».
Рядовые Александр Костюкович и Сергей Капский обнаружили небольшую группу «противника» в нескольких сотнях метров от позиций мотострелкового подразделения.
У воинов был выбор: можно отойти, не выдавая себя, и сообщить о «противнике» командиру подразделения. Можно было положиться на бдительность боевого охранения и опять-таки, отойти.
Но солдаты решили вступить в «бой». Они залегли и открыли огонь.
«Противник», застигнутый врасплох, стал отходить. На помощь Костюковнчу и Капскому пришли их товарищи.
***
Как часто в ходе тактических занятий воины встречаются с трудностями. Преодолевай их, они повышают свое ратное мастерство, закаляют себя физически. И конечно, испытания учебным боем проверяют надежность, прочность войскового товарищества и дружбы.
|
Капитан Н. БОГУНОВ.
(Это мой псевдоним)
К записи "Из архива. Газета “Фрунзевец”, май 1986 года. О цензуре и отваге на войне" пока нет комментариев