Из личного архива.

Публикация от 21 апреля 1989 года из газеты «Туркменская искра» – центрального печатного органа ТССР. Текст сканирован, потому мог где-то пропустить «блоху».

ВЗРЫВ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА

Телефонный звонок раз­будил в шесть часов утра.

—                 Обнаружена авиабом­ба. Группа разминирования готовится к выезду. Вы по­едете?

Ну какой же журналист откажется от такого пред­ложения?

И вот саперы во главе с Анатолием Алексеевичем Коноваловым выезжают из Ашхабада в сторону Безмеина.

…Недавно работающий в совхозе «40 лет ТССР» бри­гадир тракторной бригады Какагельды Пеленов был крайне удивлен, когда на обочине дороги увидел про­ржавевшую чушку, которая напомнила ему авиационную бомбу.

—                 Откуда она здесь?

—                 В прошлом году канал чистили и углубляли, — объяснили ему сельчане. — Экскаватор и достал ее вме­сте с землей. С тех пор она и лежит.

Какагельды сразу же от­правился в Безмеинский военкомат. Там встревожились не меньше. Военный комис­сар Искандер Кушаев тут же сообщил об опасной на­ходке по команде и, не до­жидаясь указаний или приезда помощи со стороны, на­чал действовать самостоя­тельно. Забегая вперед, от­мечу: принятые им меры были позднее оценены как правильные и своевремен­ные.

Майор И. Кушаев обра­тился за помощью к полков­нику Александру Андре­евичу Козлову. Тот отклик­нулся незамедлительно, при­слал офицера для консуль­тации. Но приехавший това­рищ не смог квалифициро­вать болванку, с которой ломтями облетала ржавчи­на. Ведь никаких признаков маркировки на ней, конечно же. не сохранилось.

Искандер Камилович со­звонился с офицером Сергеем Мисаковичем Шахикяном, который по роду службы прекрасно разбира­ется в артиллерийских сна­рядах всех типов. Но и он не смог определить, что за предметы лежат на берегу канала.

Между тем из республи­канского военкомата инфор­мация о находке поступила офицеру А. Коновалову. В совхоз «40 лет ТССР» срочно убыл капитан Вале­рий Юдаков. Он вернулся поздно вечером и привез подтверждение сообщения: об­наруженные предметы явно взрывоопасны, больше всего они похожи на авиационные бомбы, но в то же время есть некоторые детали, по­зволяющие усомниться в этом

…Мы выехали утром. Те­перь в машине вместе с на­ми ехал специалист по авиа­ционным боеприпасам капи­тан Владимир Алексеев.

Именно он сказал твердо и безапелляционно:

—                 Это стокилограммовая авиационная бомба. Только почему-то без стабилизато­ров…

Любой человек, видевший бомбу, знает, что в хвосто­вой части этого боеприпаса имеются металлические пла­стины, главная задача кото­рых — обеспечить падение смертоносной чушки взрыва­телем вниз.

У найденных боеприпасов стабилизаторы отсутствова­ли. Это и вводило в заблуж­дение тех, кто осматривал их раньше.

—                 Сколько же они долж­ны были пролежать в зем­ле, чтобы в нашем сухом климате так проржаветь, – задумчиво сказал В. Алек­сеев. – Наверное, не один десяток лет.

Конечно, не один. Ведь в этих местах во время войны был большой полигон. Тог­да люди здесь еще не жили.

Боеприпасы, пролежав­шие столько лет в земле, полагается уничтожать на месте. Но бомба лежала на обочине дороги, проходившей по берегу канала, неподалеку от плантации виноградника. К тому же прямо над ней висели провода ли­нии электропередачи.

Необходимость эвакуации боеприпаса была очевидной.

Саперы действовали спокойно и уверенно — имен­но так, как и подобает профессионалам. Собственно, это и неудивительно: офи­цер А. Коновалов охарактеризовал подчиненных как опытных специали­стов своего дела. Капитан В. Юдаков — кавалер орде­на Красной Звезды, за его плечами суровая школа Аф­ганистана, на счету около де­вятисот обезвреженных и уничтоженных взрывоопас­ных предметов. У сержантов Алексея Семикова и Влади­мира Афанасова этот счет, конечно, поменьше, но тоже приближается к десятку. Да и водителю рядовому Нуру Байрушину не раз приходи­лось помогать саперам

Воины быстро расстелили плащ-палатку, накидали на нее земли. Подняли ткань с грунтом в высокий кузов «Урала», подготовив под бомбу подушку. Затем па­латку вновь расстелили на земле, осторожно вкатили на нее тяжелую болванку. Теперь уже за дело взялись все, в том числе и авиатор капитан Алексеев, чья зада­ча была, можно сказать, вы­полненной. Палатку с опас­ным грузом приподняли, пе­ренесли к машине.

Поднять ее в кузов и уло­жить на земляное ложе бы­ло уже делом техники.

Вскоре найденные боепри­пасы лежали вместе посреди ровного поля. Лишь с од­ной стороны дыбилась не­большая возвышенность, которая послужила укрытием для саперов

Офицеры А. Коновалов и В Юдаков, сержант А. Се­миков прикрепили к указан­ным капитаном В. Алексе­евым местам боеприпасов красные кирпичики толовых шашек. Потому-то и необхо­димо было классифициро­вать боеприпасы, чтобы на­дежно их подорвать. Ведь неверно установленная шаш­ка может лишь расколоть корпус, но при этом не ини­циировать взрыв.

Между тем сержант Вла­димир Афанасов готовил за­жигательную трубку. Надев на конец огнепроводного шнура капсюль-детонатор, осторожно закрепил его об­жимом.

Когда все было готово, А. Коновалов проинструктировал присутствующих о мерах безопас­ности. Саперы покинули место подрыва. Мелькнул в руках подрывника спичеч­ный коробок.  С шипением впилась в пороховую серд­цевину огненная искра…

И через три минуты пят­надцать секунд над степью прогремел взрыв.

На этом репортаж можно было бы закончить, если бы не одно обстоятельство.

Год пролежали бомбы у дороги. Год шли мимо них люди, ехали машины. И це­лый год никто не счел нуж­ным известить о подозри­тельных предметах ни воен­комат, ни сельсовет.

Н. СТАРОДЫМОВ