Из личного архива.
Публикация от 21 апреля 1989 года из газеты «Туркменская искра» – центрального печатного органа ТССР. Текст сканирован, потому мог где-то пропустить «блоху».
ВЗРЫВ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА
Телефонный звонок разбудил в шесть часов утра.
— Обнаружена авиабомба. Группа разминирования готовится к выезду. Вы поедете?
Ну какой же журналист откажется от такого предложения?
И вот саперы во главе с Анатолием Алексеевичем Коноваловым выезжают из Ашхабада в сторону Безмеина.
…Недавно работающий в совхозе «40 лет ТССР» бригадир тракторной бригады Какагельды Пеленов был крайне удивлен, когда на обочине дороги увидел проржавевшую чушку, которая напомнила ему авиационную бомбу.
— Откуда она здесь?
— В прошлом году канал чистили и углубляли, — объяснили ему сельчане. — Экскаватор и достал ее вместе с землей. С тех пор она и лежит.
Какагельды сразу же отправился в Безмеинский военкомат. Там встревожились не меньше. Военный комиссар Искандер Кушаев тут же сообщил об опасной находке по команде и, не дожидаясь указаний или приезда помощи со стороны, начал действовать самостоятельно. Забегая вперед, отмечу: принятые им меры были позднее оценены как правильные и своевременные.
Майор И. Кушаев обратился за помощью к полковнику Александру Андреевичу Козлову. Тот откликнулся незамедлительно, прислал офицера для консультации. Но приехавший товарищ не смог квалифицировать болванку, с которой ломтями облетала ржавчина. Ведь никаких признаков маркировки на ней, конечно же. не сохранилось.
Искандер Камилович созвонился с офицером Сергеем Мисаковичем Шахикяном, который по роду службы прекрасно разбирается в артиллерийских снарядах всех типов. Но и он не смог определить, что за предметы лежат на берегу канала.
Между тем из республиканского военкомата информация о находке поступила офицеру А. Коновалову. В совхоз «40 лет ТССР» срочно убыл капитан Валерий Юдаков. Он вернулся поздно вечером и привез подтверждение сообщения: обнаруженные предметы явно взрывоопасны, больше всего они похожи на авиационные бомбы, но в то же время есть некоторые детали, позволяющие усомниться в этом
…Мы выехали утром. Теперь в машине вместе с нами ехал специалист по авиационным боеприпасам капитан Владимир Алексеев.
Именно он сказал твердо и безапелляционно:
— Это стокилограммовая авиационная бомба. Только почему-то без стабилизаторов…
Любой человек, видевший бомбу, знает, что в хвостовой части этого боеприпаса имеются металлические пластины, главная задача которых — обеспечить падение смертоносной чушки взрывателем вниз.
У найденных боеприпасов стабилизаторы отсутствовали. Это и вводило в заблуждение тех, кто осматривал их раньше.
— Сколько же они должны были пролежать в земле, чтобы в нашем сухом климате так проржаветь, – задумчиво сказал В. Алексеев. – Наверное, не один десяток лет.
Конечно, не один. Ведь в этих местах во время войны был большой полигон. Тогда люди здесь еще не жили.
Боеприпасы, пролежавшие столько лет в земле, полагается уничтожать на месте. Но бомба лежала на обочине дороги, проходившей по берегу канала, неподалеку от плантации виноградника. К тому же прямо над ней висели провода линии электропередачи.
Необходимость эвакуации боеприпаса была очевидной.
Саперы действовали спокойно и уверенно — именно так, как и подобает профессионалам. Собственно, это и неудивительно: офицер А. Коновалов охарактеризовал подчиненных как опытных специалистов своего дела. Капитан В. Юдаков — кавалер ордена Красной Звезды, за его плечами суровая школа Афганистана, на счету около девятисот обезвреженных и уничтоженных взрывоопасных предметов. У сержантов Алексея Семикова и Владимира Афанасова этот счет, конечно, поменьше, но тоже приближается к десятку. Да и водителю рядовому Нуру Байрушину не раз приходилось помогать саперам
Воины быстро расстелили плащ-палатку, накидали на нее земли. Подняли ткань с грунтом в высокий кузов «Урала», подготовив под бомбу подушку. Затем палатку вновь расстелили на земле, осторожно вкатили на нее тяжелую болванку. Теперь уже за дело взялись все, в том числе и авиатор капитан Алексеев, чья задача была, можно сказать, выполненной. Палатку с опасным грузом приподняли, перенесли к машине.
Поднять ее в кузов и уложить на земляное ложе было уже делом техники.
Вскоре найденные боеприпасы лежали вместе посреди ровного поля. Лишь с одной стороны дыбилась небольшая возвышенность, которая послужила укрытием для саперов
Офицеры А. Коновалов и В Юдаков, сержант А. Семиков прикрепили к указанным капитаном В. Алексеевым местам боеприпасов красные кирпичики толовых шашек. Потому-то и необходимо было классифицировать боеприпасы, чтобы надежно их подорвать. Ведь неверно установленная шашка может лишь расколоть корпус, но при этом не инициировать взрыв.
Между тем сержант Владимир Афанасов готовил зажигательную трубку. Надев на конец огнепроводного шнура капсюль-детонатор, осторожно закрепил его обжимом.
Когда все было готово, А. Коновалов проинструктировал присутствующих о мерах безопасности. Саперы покинули место подрыва. Мелькнул в руках подрывника спичечный коробок. С шипением впилась в пороховую сердцевину огненная искра…
И через три минуты пятнадцать секунд над степью прогремел взрыв.
На этом репортаж можно было бы закончить, если бы не одно обстоятельство.
Год пролежали бомбы у дороги. Год шли мимо них люди, ехали машины. И целый год никто не счел нужным известить о подозрительных предметах ни военкомат, ни сельсовет.
Н. СТАРОДЫМОВ
К записи "Архив. 1989 год. Бомба под Ашхабадом" пока нет комментариев