ЧТОБ СПАСТИ ВОЙСКА ОТ МИН…



Николай СТАРОДЫМОВ

Для начала – немного статистики. Только за последнюю четверть века на земле произведено более 225 миллионов наземных мин, в том числе около 190 миллионов противопехотных. Изготавливают их примерно 100 компаний в 55 странах мира. Стоимость производства каждой мины чаще всего просто смехотворна – иной раз до десяти долларов. Так и получилось, что на сегодняшний день в земле зарыто до 110 миллионов взрывоопасных предметов.
Страшное количество. И это не учитывая так называемых “растяжек” – обыкновенных гранат с проволокой, привязанной к кольцу. И самодельные фугасы в это число не входят. Сколько же смертей ждет свои жертвы!
Но и это не еще не самое страшное! Самое поганое в том, что в огромном числе случаев эти взрывные устройства установлены бессистемно! По существующим правилам на каждое минное поле должен составляться документ, карта или карточка, с точным указанием его координат. Цель понятна: прошла надобность в минном поле – его можно легко найти и снять. На практике же получается иначе. Легкость приведения мин в боевое положение привела к тому, что их может установить кто угодно и где захочет. Соответственно, и обнаружить их бывает ох как непросто.
Уберечь человека от спрятанной в земле другим человеком гибели призваны саперы и взрывотехники. От этого противостояния умельцев установки мин и профессионалов их обезвреживания во многом зависит жизнь солдат и мирных жителей, оказавшихся в районе, где шла война – широкомасштабная  или местная. Условно, чтобы избежать в дальнейшем разночтения, будем называть тех, кто ставит мины, минерами, а кто их уничтожает или обезвреживает, саперами.
Основные инструменты, имеющиеся на вооружении сапера, – это опыт, чутье, интуиция, наблюдательность. Однако  эти нарабатываемые со временем качества нуждаются в подкреплении – техническими  средствами, в частности.
Главным помощником сапера является миноискатель. Принцип работы его очень прост. На любой металлический предмет прибор отзывается писком в наушниках. Сапер его слышит, откапывает и обезвреживает мину, извлекает ее из земли и идет дальше. Схема выглядит безупречно. На практике все сложнее. Сейчас в земле всюду находится множество металлических предметов, а уж в районе боевых действий – и подавно. Консервные банки, стреляные гильзы, осколки бомб и снарядов… На каждый писк в наушниках не накланяешься.
К тому же современные технологии позволяют изготавливать мины, в которых металла почти нет – в пластмассовой оболочке или же вообще безоболочные. Миноискатель их попросту не «видит».
Поэтому сапер обязательно пользуется щупом – длинным острым штырем, которым проверяет каждый подозрительный участок почвы. Опытному человеку не составляет труда таким способом определить взрывное устройство.
Однако минеры нашли простой и эффективный контрход. Они мину накрывают противощуповой сеткой. Две металлический сетки, между ними диэлектрик (тот же полиэтилен), оба проводника через батарейку соединены с электродетонатором. Стальная игла щупа протыкает пленку, замыкает сетки, мина взрывается.
Тогда на помощь человеку пришел самый верный и надежный его друг – собака. Минно-розыскные собаки (МРС) прекрасно зарекомендовали себя в Афганистане, на Северном Кавказе, в любых условиях, где требовались их великолепный нюх и беззаветная преданность человеку.  Сколько добрых слов они заслужили, эти верные четвероногие саперы, сколько жизней спасли!..
Но только если человеку уж очень хочется убить своего собрата по разуму, то он с задачей справится. Главный козырь собаки – великолепный нюх. Значит, задача минера состоит в том, чтобы она не смогла распознать запах взрывчатки. А это не так трудно. На местах минирования дорог выливался мазут, масло или дизельное топливо, что на трассе не могло вызывать подозрения. Или заваливали грудой свежих, пахнущих сгоревшим порохом стреляных гильз…
Вспоминается случай из личной практики. Как-то под Гератом был захвачен душманский караван, в котором, помимо оружия и боеприпасов, нашли большое количество крохотных пузырьков с розовым маслом – этим ценным сырьем для парфюмерной промышленности. Отчетность по захваченным трофеям тогда была строгая, однако парфюмерия в нее никак не вписывалась, потому пузырьки какое-то время попросту валялись, никому не нужные. Но об этом скоро прознали женщины, которые работали в дивизии по контракту. В результате партия масла резко улетучилась, зато все наши дамы начали благоухать.
Впрочем, речь, понятно, не о том. Возник вопрос, зачем в государстве, в котором женщина не имеет права на то, чтобы быть женщиной, столько парфюмерного полуфабриката? Оказалось, для тех же минеров! Капля масла на место установки взрывного устройства – и ни одна собака не унюхает смертоносного снаряда.
Рассказывают, что диверсанты используют и другие ароматизаторы, чтобы заглушить запах тротила или пикратов. Например, молотый кофе. Или настой чеснока.
Попыток механизировать поиск и обнаружение мин предпринималось немало. Скажем, еще в советские времена разработали машину ДИМ – дорожный индукционный миноискатель. Это УАЗик, перед которым на специальной раме укреплено поисковое устройство. Про него тут же сочинили невеселую стихотворную шутку.

Чтоб спасти войска от мин
Придумали машину ДИМ.
Наезжает он на мину -
Мины нету. Нет и ДИМа.
Куда лучше себя зарекомендовали танковые минные тралы. Впереди колонны боевой техники идет танк, а перед ним катятся два тяжелых катка. Как вариант – вращаются в воздухе два барабана, на которых закреплены на тросах тяжелые шары, колотящие по земле. Под тралами мины срабатывают и движение для техники становится безопасным. Просто и эффективно, правда, движение колонны замедляется, но тут уж ничего не поделаешь – жизнь дороже. Однако минеры и здесь быстро сориентировались. Вот лишь несколько способов, которые применялись и применяются против минных тралов.
В колее на расстоянии метра-полутора друг от друга устанавливаются две мины, соединенные детонирующим шнуром. А нажимной взрыватель имеется только на одной, второй, если считать по направлению предполагаемого движения противника. Мина под тралом срабатывает, а за ней детонирует и вторая, оказывающаяся аккурат под танком.
Или еще проще. Когда танк поворачивает, вынесенные вперед тралы пропахивают борозды не по колее, а в стороне от нее. И получается, что если мину поставить непосредственно на повороте, трал ей не страшен, и свою гусеницу она дождется. Равно как если поставить ее в верхней точке подъема дороги. Траки на какое-то время зависают над полотном, не создавая над взрывателем необходимого давления.
В заключение еще несколько цифр. В Афганистане наши саперы обезвредили и уничтожили около 70 тысяч мин и фугасов. Страшно представить, сколько жизней они могли бы унести, если бы не опасная кропотливая работа саперов! Однако и они не всесильны. За неполные десять лет пребывания наших войск на территории этой страны на минах подорвались примерно 1200 человек, произошло примерно 2 тысячи подрывов техники. На Северном Кавказе  взрывы с большей или меньшей интенсивностью гремят до сих пор.
А значит у российских саперов работы еще много!