2 декабря 1805 года – состоялась знаменитая битва при Аустерлице.
Историки могут мой тезис оспорить, но на мой взгляд, Аустерлиц стал звёздным мгновением в судьбе Наполеона. Ни до того, ни после не случилось в его судьбе более блистательной победы. «Битва трёх императоров» произошла 2 декабря 1805 года.
Кто найдёт на карте тот Аустерлиц?.. А вот на слух это название известно любому мало-мальски сведущему в истории человеку.
Итак, в тот день сошлись две армии: Наполеона (более 72 тыс. человек при 139 пушках) и объединённое русско-австрийское войско под командованием императоров Александра I и Франца II (почти 85,5 тыс. человек при 278 орудиях). Казалось бы, при таком соотношении сил исход сражения предопределён заранее. Именно так рассуждали молодые союзные императоры. Однако им противостоял Наполеон – выдающийся полководец! У союзников имелось некоторые превосходство в силах – и более ничего. Все остальные козыри оказались на руках «корсиканца». Это и его военное дарование, это и монолитное, управляемое и обожающее своего полководца войско, и психологическое осознание необходимости победить слабейшими силами (в отличие от шапкозакидательских пренебрежительных настроений противостоящих императоров). При всём уважении к Кутузову-стратегу, тактиком он показал себя слабейшим относительно Наполеона.
Исход известен. Наполеон одержал сокрушающую победу. Убитыми и ранеными французы потеряли 8,5 тыс. человек, а союзники – до 35 тыс. (правда, в это число входят и пленные) и 197 орудий.
Результатом разгрома стал распад антинаполеоновской коалиции.
Впереди был Тильзит.
.
Теперь несколько реплик к официальной публикации.
Два юных императора жаждали воинской славы. Не считая нужным вникать в частности, они полностью доверились своим полководцам, предвкушая триумф, который охватит Европу с их победой. При этом Александр больше доверял мнению австрийских советчиков. Это тем более удивительно, что основу союзной армии составляли всё же русские войска. И при этом императоры считали для себя правильным вмешиваться в решения военачальников.
Что касается собственно полководцев, то между ними также не сложилось взаимопонимания.
Австрийский генерал Франц фон Вейротер, самовлюблённый верхогляд, не имея точных данных о противнике, составил план сражения на основании умозрительных, как впоследствии стало ясно, ошибочных представлений о противостоящих силах; и к тому же в грош не ставил воинские дарования Наполеона и его маршалов. В то время его русский коллега Кутузов, имея более точные сведения о силе французской армии, и высоко оценивая дарование Бонапарта, считал, что от столкновения с ним следует уклониться, и, соответственно, своего плана на сражение не имел и, по сути, от руководства устранился, покорно выполняя приказы императора. Так они и действовали – кто в лес, кто по дрова.
Наполеон, со своей стороны, разгадал план действий противника – хорошо зная шаблонность мышления австрийского военачальника, а также учитывая, что реально русской армии командует Александр, не слишком умелый (мягко говоря) главнокомандующий.
В результате на поле сражения образовался несусветный бардак, в котором перемешались все и вся. И тут уже у французов оказались все козыри на руках. Каждый в отдельности отряд русской армии дрался отчаянно, однако в условиях отсутствия общего руководства в стане союзников, и слаженных действий наполеоновской армии в конечном итоге были биты по частям.
Только один пример: если даже гвардейский резерв русской армии (которым командовал великий князь Константин) нежданно-негаданно для себя и для командования оказался в боевых порядках…
Колонна союзников, которая, согласно разгаданному Наполеоном плану Вейротера пыталась охватить фланг французской армии, не имея прикрытия, оказалась отрезанной от основных сил, попыталась отступать через замёрзшее озеро, в результате лёд провалился – благо, хоть глубина оказалась не слишком большая, и утонувших оказалось не так много, но боец, стоящий по грудь в ледяной воде, навряд ли сможет оказать противнику достойный отпор…
Да что там – сражение много раз описано и показано в фильмах. Наверное, это одна из самых красочно описанных битв до ХХ столетия.
В Париже в память об этом сражении названы мост через Сену и вокзал (правда, поезда с него отправляются на юг, ну да ладно).
.
Пользуясь случаем, назову имена некоторых русских военачальников, которые даже в условиях бестолкового командования достойно противостояли в этом сражении французам.
Фёдор Буксгевден, генерал от инфантерии:
Дмитрий Дохтуров, генерал-лейтенант:
Александр Ланжерон, генерал-лейтенант:
Игнатий Пржибышевский, генерал-лейтенант:
Михаил Милорадович, генерал-лейтенант:
Пётр Багратион, генерал-лейтенант:
.
Ну и в завершение…
Сражения и события, которые привели армии на поле под Аустерлицем:
Шанграбен, 4 ноября 1805 года: https://starodymov.ru/?p=49320
Вена, 31 октября 1805 года: https://starodymov.ru/?p=49261
Дюренштайн, 29 октября 1805 года: https://starodymov.ru/?p=49250
Ульм: https://starodymov.ru/?p=49191
Трафальгар: https://starodymov.ru/?p=49176
К записи "Наполеоновские войны. Аустерлиц" пока нет комментариев