21 октября 1805 года – Трафальгарское морское сражение.

В этой битве погиб адмирал Горацио Нельсон – великий флотоводец и не самый порядочный человек.

Сражение 21 октября 1805 года между английской эскадрой (27 линейных кораблей и четыре фрегата) под командованием адмирала Нельсона и объединённым франко-испанский флотом (33 линейных корабля и семь фрегатов) под командованием адмирала Вильнева. Нельсон, который находился на борту корабля «Виктори», нанёс удар по арьергарду противника и по его центру, нарушил его боевой порядок и полностью разгромил. 20 судов противника спустили флаги. Нельсон был смертельно ранен в момент победы, когда испанский адмирал был уже убит, а Вильнев взят в плен. Большинство захваченных в плен судов было потеряно во время шторма, случившегося вскоре после сражения, однако разгром флота Вильнева положил конец наполеоновским планам высадки на Британских островах. Английский флот более ста лет после этой победы господствовал на море.

Англичане потеряли 1587 человек убитыми и ранеными, потери союзников составили более 7000 человек убитыми и пленными. В то же время Наполеон одержал важную победу при Ульме.

(«Битвы мировой истории»)

.

Немного расшифрую подоплёку происходившего. Ну и уточню кое-что в приведённой справке.

Напомню, что главной своей целью войны на континенте Наполеон видел в том, чтобы разгромить и взять под контроль Англию. Даже походы на Индию и на Россию преследовали в конечном итоге именно эту цель.

Но для того, чтобы высадить экспедиционный корпус на островах, требовалось нейтрализовать британский флот. Чтобы решить эту задачу, объединённый франко-испанский флот и направлялся из Средиземного моря к Ла-Маншу.

Однако у мыса Трафальгар, что на юго-западном побережье Испании и неподалёку от пролива Гибралтар наполеоновский флот встретился с флотом британским.

Горацио Нельсон на тот момент считался (и совершенно справедливо) лучшим флотоводцем Европы. Ему противостояли Пьер-Шарль де Вильнёв, французский адмирал, а также адмирал Федерико Гравина, старший офицер испанского флота.

Численно франко-испанский флот превосходил британский по всем показателям; а вот в вопросах выучки и боевой слаженности этого не скажешь.

Когда морские группировки встретились в море, британцы быстро и умело совершили перестроение и двумя колоннами врезались в растянувшуюся вширь совокупность судов противника, которые изготовиться к сражению не успели и только совершали лавирование, ещё не выстроившись к бою. Это обстоятельство и предопределило успех британцев: они организованно и опытно расстреливали разрозненно рассыпавшиеся линкоры врага. Даже то обстоятельство, что адмирал Нельсон получил смертельное ранение, не могло повлиять на исход сражения: вышколенные островитяне хорошо знали своё ратное мастерство и не нуждались в дополнительных командах.

К слову, Нельсон смертельное ранение получил мушкетной пулей. Считается, что в него специально стреляли французские снайперы; французы возненавидели Нельсона после того как он несколькими годами ранее казнил их попавших в плен соотечественников. Право, я не представляю, как можно из стрелкового оружия вести прицельный огонь в ходе морского сражения, но против факта не попрёшь: англичанина убила именно пуля, а не осколок.

Вильнёв попал в плен, Гравина сумел на своём корабле вырваться из проигранного сражения… Но жить им осталось обоим всего ничего: испанец вскоре умер от ран, а француз, узнав, что его на родине отдадут под суд, покончил с собой.

Ну и ещё одно уточнение. Потери франко-прусского флота составили до 7 тыс. убитыми и ранеными и до 8 тыс. пленными.

Как уже сказано, на следующий день разразился ужасный шторм. Несколько кораблей затонуло, несколько выбросило на берег, многие получили повреждения и их экипажи боролись за живучесть… В этих условиях было не до соблюдения обрядов, а потому тела погибших и умерших от ран товарищей попросту выбрасывали за борт – такова уж судьба моряка.

Чуть отвлекусь. У моряков издревле повелась традиция носить в ухе золотую серьгу. Это имело вполне практическую цель. Если тело погибшего моряка выбрасывало на берег, местные жители хоронили его, а серьга предназначалась как плата за похороны и отпевание.

…Больше всего в результате сражения пострадали испанцы. Экономика страны во многом зависела от притока из заморских колоний драгоценных металлов, а теперь, лишившись флота, пиренейское государство оказалось от колоний отрезанным. Мудрее всего поступила Португалия, которая от греха подальше перегнала свой флот в Бразилию, чтобы в безопасности переждать общеевропейскую замятню.

И в завершение. Бытует легенда, которую любит обсуждать обыватель, но подвергают уничижительному сомнению историки. Якобы тело погибшего адмирала Нельсона для сохранности опустили в бочку с ромом, чтобы доставить в Англию и похоронить честь по чести. Однако моряки вроде как пробурили в бочке дырку и ром выпили. С тех пор ром в британском флоте называют «адмиральской кровью». Даже я, человек бесконечно далёкий от Великобритании и её флота, понимаю, что это нереально: моряки народ слишком суеверный, чтобы польститься на такую выпивку…К тому же возле бочки с телом адмирала всё время стоял почётный караул. Единственное, что я могу допустить по поводу этой сомнительной легенды, что лишний ром из бочки (вспомним закон Архимеда) раздали команде, чтобы моряки выпили за помин души любимого командира – отсюда и «адмиральская кровь».

.

Сражение при Ульме: https://starodymov.ru/?p=49151