Ноябрь-1915 годаНиколай II побывал на фронте, за что удостоен Георгия IV степени, которым очень гордился.

По этому поводу приведу отрывок из фундаментального труда «Верховные главнокомандующие Отечества», авт. Ричард Португальский и Валентин Рунов.

.

«Верховный главнокомандующий был уверен, что одно его посещение войск способно повысить их боеспособность. Во второй половине ноября он выехал в войска Юго-Западного фронта. Принимать царя довелось командующему 8-й Армией генерала А.А. Брусилову. Николай II в Ровно, где располагался штаб Армии, приехал с наследником Алексеем и командующим войсками фронта генералом Н.И. Ивановым в сопровождении большой свиты. Свитские чины очень боялись появления вражеских аэропланов, которые действительно частенько бомбили станцию. Но в этот день небо было плотно закрыто низкими тучами, и визита «таубе» не приходилось ждать. Кроме того, командующий армией «на всякий случай» приготовил восемь самолётов для прикрытия станции, на которую прибыл августейший гость.

Выслушав Брусилова, Николай спросил:

- Далеко ли до противника?

- Фронт находится верстах в двадцати пяти, государь. – сказал Алексей Алексеевич. – А только что сформированная сотая дивизия, которую вашему величеству угодно осмотреть, сосредоточена в восемнадцати верстах отсюда.

Немного помедлив, Брусилов добавил:

- Считаю своим долгом предупредить ваше величество, место сосредоточения дивизии в это время подвергается воздействию вражеской тяжёлой артиллерии. Поездка всё же представляется мне довольно безопасной, поскольку в тумане противник стрелять не станет: без корректирования стрельбы немцы зря снаряды не тратят.

К месту смотра поехали на автомобилях. Царь вместе с наследником обошёл войска, пропустил их мимо себя церемониальным маршем. Затем он поехал ещё ближе к фронту и осмотрел перевязочный пункт для тяжелораненых.

Приезд императора и наследника стал рядовым событием, почти не замеченный войсками. Зато отличился командующий войсками фронта Иванов. Сразу после убытия Николая II в Ставку он собрал при штабе фронта Георгиевскую думу под председательством генерала А.М. Каледина. Дума решила преподнести императору боевой орден Св. Георгия IV степени за то, что он побывал в зоне обстрела вражеской артиллерии, которая в тот день не произвела ни одного выстрела. Царь орден принял с большим удовольствием».

.

Прибавить к сказанному вроде как особо нечего. Кроме разве что…

За 110 лет до описанного события, сразу после Аустерлица, Георгиевская дума постановила присвоить такой же крест IV степени государю Александру Павловичу. Тот отказался принять награду, объяснив своё решение тем, что армия понесла слишком большие потери и вообще потерпела поражение – негоже с этих условиях государю принимать награды… А ведь он-то, Александр, находился истинно в зоне боевых действий!..

.

События на фронте в ноябре 1915 года: https://starodymov.ru/?p=49162

Алексей Брусилов: https://starodymov.ru/?p=43885

Алексей Каледин: https://starodymov.ru/?p=38678

Аустерлиц: https://starodymov.ru/?p=29249