«По тундре, по железной дороге…»

Дорог в Ямало-Ненецком автономном округе не просто мало, а очень мало. Зато путей сообщения – более чем достаточно. Такой вот парадокс.

Между тем причина тут проста. Дорог как участков территории, специально приспособленных для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта, тут и в самом деле раз-два и обчелся. Зато обилие рек и озер позволяет преодолевать большие расстояния: летом на судах, зимой по льду…

Всего «с Земли», как на Ямале называют районы России с более умеренным климатом, в округ посуху можно попасть только двумя путями. Один из них – через Полярный Урал до Лабытнанги и далее на Салехард; хотя и здесь придется воспользоваться паромом. Второй – с юга, от Тюмени на север.

Этот второй вариант проходит через так называемые «южные ворота» автономного округа. Здесь протянулись обе дороги: и железнодорожная, и автомобильная. Трассу стальную начали строить в ноябре 1976 года. Сегодня она через Ноябрьск, Пуровск дотянулась до Коротчаево, откуда ходят пассажирские поезда даже до Москвы. К слову, билеты на поезд «на Землю» в отпускной сезон здесь, как и всюду по стране, можно достать с большим трудом. А дальше с железной дорогой связана немалая проблема, которая имеет едва не столетнюю историю.

Суть дела такова. На рубеже XIX-XX веков в нашей стране, как и во всем мире, активно строились железные дороги. Именно тогда родились ряд грандиозных прожектов строительства транспортных магистралей, например, соединить Транссиб через Чукотку и Аляску с Соединенными Штатами… Тогда же родилась идея протянуть железную дорогу вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Воркуты через Салехард до Игарки.

За выполнение задумки взялся товарищ Сталин. 29 января 1949 года было принято решение о создании в недрах Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) строек №№ 501 и 503. Они должны были протянуть трассу длиной в полторы тысячи километров. Протянуть по тундре, по болотам, через многочисленные речки и ручьи… Кроме того, предполагалось построить 28 станций и 106 разъездов. Всего для строительства было задействовано более 60 тысяч человек, в основном заключенных. Сколько людей здесь погибло, наверное, не знает никто – кладбищам и могилам вдоль трассы несть числа.

Однако самое большое преступление совершилось позднее, когда Сталин умер. Все 800 километров дороги попросту бросили. До сих пор в тундре осталась полурассыпавшиеся насыпи, сгнившие мосты, провалившиеся в болотную жижу рельсы. С вертолета хорошо видна эта прямая, словно по ниточке, протянувшаяся трасса; кое-где можно разглядеть и остовы некогда свалившихся под откос вагонов.  По сути, стройку заморозила хрущевская оттепель. Только на некоторых участках насыпи используются в качестве дорог-зимников. Между тем, местные жители подчеркивают, что нынче брошенная дорога была бы очень полезна.

Как уже говорилось, пассажирские поезда ходят по города Коротчаево. Однако дорога здесь и дальше, до Уренгоя. Под нее использована насыпь, оставшаяся с начала 50-х годов – своеобразный памятник тем страшным временам. Однако этот участок дороги используют только для грузовых перевозок… Значит, жила бы дорога, не забрось ее тогда. Вот и вопрос, какое преступление страшнее: Сталина, который человеческими костями мостил трассу, или его последователей, сделавшими труд и страдания десятков тысяч людей абсолютно напрасными?

…Сейчас развитие железнодорожной сети в регионе продолжается. И кто знает, может быть когда-то и в самом деле осуществится дерзновенная мечта русских путейцев вековой давности и появится стальная трасса вдоль российского Полярного круга от Питера до Анадыря. А?

Николай Стародымов