875 год – первый зарегистрированный современниками полёт совершил Аббас ибн-Фирнас, андалузский учёный и поэт.

Уж имело место это событие в реальности или врут календари… Но только якобы в тот год Аббас построил из реек и шёлка нечто, что наши современники считают прообразом дельтаплана, и попытался совершить полёт… Десять минут он держался в воздухе, однако в результате всё же упал и здорово расшибся. И хотя многие историки сомневаются в достоверности этого факта, но только ведь и опровергнуть легенду невозможно – так давайте и мы поверим, что даже если и не было такого, то хотя бы могло и быть!

…Человек испокон веков стремился подняться в небо. Приведённая фраза настолько часто употребляется в самых разных публикациях, что мы, как правило, пробегаем её глазами, не задумываясь над глубинным смыслом. Но если вдуматься: было же время, когда воздухоплавание оставалось всего лишь недостижимой мечтой человечества!..

Мы куда лучше помним сумасбродного Икара, безрассудно устремившегося ввысь, чем благоразумного Дедала, благополучно долетевшего до спасительного берега, поднявшись на оптимальную для путешествия высоту. Нам понятны и Нильс на гусе, и Дюймовочка на ласточке, лягушка-путешественница на прутике… Нам настолько хочется обозревать наш мир с высоты!.. Даже тем из нас, кто боится этой самой высоты и полётов в целом…

Только одно дело – мечтать!.. И совсем иное – пытаться воплотить свою мечту в реальность.

Как это сделал 1150 лет назад названный андалузский исследователь по имени Аббас ибн-Фирнас. Задолго до нашего соотечественника Крякутного, полёт которого также оспаривают скептики от истории воздухоплавания.

Исключительно на всякий случай напомню, что в результате арабского нашествия почти вся территория современной Испании на несколько веков оказалась под исламским владычеством. Это предопределило столь своеобразную культуру населения Пиренейского полуострова.

Соответственно, в IX столетии Андалузия также являлась мусульманской провинцией. Исламский мир в ту пору переживал всплеск науки и искусства по всей территории – от Бискайского залива до Гималаев. Так вот, Аббас ибн-Фирнас зарекомендовал себя одним из великих умов человечества той поры. Правда, несправедливо малоизвестным в нашу пору.

Судите сами.

Аббас, будучи не только учёным, но также поэтом и музыкантом, изобрёл метроном – прибор, облегчающий процесс обучения музыке. Со временем этот маятник обрёл несколько дополнительных функций, оставаясь просто равномерно раскачивающейся указкой с регулируемой частотой колебаний.

Он же изобрёл водяные часы… Об истории часов, в частности, водяных, рассказывает в своей замечательной (любимой мною с детства) книге «Рассказы о вещах» автор, который публиковался под псевдонимом М. Ильин, а в реальности Моисей Маршак, родной брат нашего знаменитого поэта. Согласно его исследованиям, у водяных часов не имелось единственного изобретателя – они регулярно появлялись в разное время и в разных концах земли; однако это не умаляет заслуги каждого конкретного их создателя.

Он же внёс большой вклад в стекольное производство, и в частности, в изучение оптических свойств выпуклых стёкол. Аббас входит в число оптиков, которые работали над созданием лупы и очков. Благодаря их работам Испания, а впоследствии и вся Европа перестали зависеть от завоза этих столь необходимых для учёных приспособлений из стран Ближнего Востока, в частности, Египта. Вспомним, что многомудрый отец Вильгельм, расследовавший череду загадочных смертей в великом романе Умберто Эко «Имя розы», пользуется очками, которые ему привезли именно из Испании. И к слову: меня всегда интересовало, что такое «дорожные очки», которые упоминает Сервантес в своём великом романе «Дон-Кихот».

А вот планетарий Аббас, наверное, и в самом деле изготовил первым в мире. В его модели Солнечной системы не только отображались известные на тот момент планеты и звёзды, но и плыли по небу облака, гремел гром и сверкали молнии – и не спрашивайте меня, как он добивался этих спецэффектов! Так что кратер на Луне, названный именем учёного – достойное признание его заслуг.

Так вот, вернёмся к рассказу про первый полёт человека, который имеет, пусть и не прямые, но всё же свидетельства того, что имел место.

Аббас ибн-Фирнас изготовил конструкцию, нечто вроде дельтаплана, из доступных ему на тот момент материалов. И совершил сначала пробный прыжок – с мечети в Кордове. Вполне допускаю, что столь своеобразным выбором стартовой площадки он опосредованно испрашивал мнение Всевышнего, допустимо ли человеку совершать подобные эксперименты с земным тяготением. А заодно и ортодоксам-единоверцам показать, что ничего кощунственного в его опытах не содержится.

С мечети на городскую площадь он спланировал вполне успешно. Затем усовершенствовал конструкцию, вроде как обклеил шёлковые крылья перьями птиц, и совершил тот самый прыжок, датируемый 875-м годом, с которого началась данная информация – теперь уже с верхушки пригородного холма. Некоторое время планёр скользил по воздуху плавно, а потом рухнул-таки наземь. Первый в истории аэронавт при падении расшибся, но остался жив. О том, чтобы он пытался ещё раз подобным образом испытать судьбу, история не сообщает.

.

«Имя розы»: https://starodymov.ru/?p=20933

Планетарий: https://starodymov.ru/?p=31191