О книге: https://starodymov.ru/?p=49136
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=49145
Когда Николаю-младшему едва исполнилось семь лет, отец их оставил. Что уж у них с супругой не сложилось, не нам судить. Вроде как вспыхнувшая у Николая Егоровича новая любовь, а это такая сила, что вполне может снести голову у любого, даже самого здравомыслящего человека.
Что и говорить, трудно удержаться от того, чтобы не высказать суждение по этому поводу: оставил-де жену с ребёнком, не отличавшимся здоровьем, со слабым знанием языка, без образования и профессии, и укатил с актёркой-молодухой… Что и говорить: внешне-то так оно и смотрится. Да вот только чтобы судить, нужно знать подоплёку случившегося.
Соответственно, и от навешивания ярлыков воздержимся. Как говорится, кто сам, да без греха!..
Просто констатируем, что Николай Волков-старший уехал в Варшаву, где проживал с новой семьёй. То есть, как «с семьёй»… Мария Марковна развода ему не дала, так что проживали «молодые» невенчанными…
До конца дней своих Николай Егорович поддерживал связь с сыном. И к этой теме мы ещё непременно вернёмся.
Так Мария Марковна осталась одна с малолетним ребёнком на руках. Что делать, как жить?..
…Когда я знакомлюсь с событиями давно минувших лет, мне труднее всего даются две вещи.
Мне непросто понять психологию наших далёких предков, их восприятие мира в целом и окружавшей действительности в частности. Сколько бы ни утверждали некоторые мыслители, что человеческая природа всегда остаётся одной и той же, я считаю это демагогией — человек проживает в данной конкретной социальной среде, которая и формирует его внутренний мир. К тому же я постоянно чувствую, как надо мной довлеет знание последующих событий, и порой охватывает досада: ну что ж ты, парень, не принял меры, не обезопасил себя от грядущего катаклизма!
И второе, что в данном случае важнее. Мне всегда очень трудно ориентироваться в финансовой сфере, в экономических вопросах иной эпохи на бытовом уровне. Как-то с трудом мне удаётся соотнести доходы, налоги, стоимость товаров и услуг… Читаешь Льва Толстого, Антона Чехова, Александра Куприна, Владимира Гиляровского, Николая Лейкина, Михаила Меншикова, Владимира Дедлова, Александра Островского etc. — и замечаешь, что одинаковые вроде как в цифровом выражении деньги в разных ситуациях оказываются разными по покупательной способности, по восприятию их современниками. И в чём дело?.. Не понять.
Так вот, Мария Грийя, как уже говорилось, до замужества служила модисткой в заурядной шляпной мастерской. Профессия, как ни крути, не самая прибыльная. Николай Волков-старший к числу высокооплачиваемых адвокатов тоже, судя по всему, не принадлежал — доходы имел, конечно, но не запредельные. То есть у семейной пары, по идее, не могло оказаться каких-то значительных сбережений. Однако выше уже упоминалось, что мама с сыном могли себе позволить поездку во Францию.
Да и дальнейшие события лично меня несколько озадачили.
Например, после отъезда супруга Мария смогла получить ссуду в банке. Под какие гарантии?.. Конечно, можно предположить, что во времена оны механизм получения ссуды отличался от нынешнего, однако ж, как ни крути, не за прекрасные ж глазки их выдавали… Единственное разумное объяснение приходит на ум, что поручителем француженки стал оставивший её муж.
Впрочем, чего уж рассуждать о том, в чём не разбираешься! Я подробнее рассказываю о том, что происходило, а о подоплёке происходившего — только по мере необходимости.
А потому просто констатируем: оставшаяся с ребёнком одинокая женщина сумела получить ссуду в банке. Продала имевшиеся у неё драгоценности. Задействовала все сохранившиеся у неё сбережения. Вроде как ей какая-то толика наследства перепала от родственника неверного мужа…
Как бы то ни было, оставленная жена купила в Киеве дом. Более того, на участке возле дома она же построила четыре флигеля по девять комнат в каждом. Все эти площади она сдавала в наём и на вырученные средства проживала и выплачивала ссуду. Имелась у Марии Марковны и прислуга: лакей, а также «бонна» для мальчика — немка Юлия Фердинандовна. Кроме того, Мария Марковна подкармливала несколько старух-приживалок. Из сказанного можно сделать вывод, что какой-то достаток сдаваемое в наём жильё приносило.
В источниках сохранился адрес этого домовладения: ул. Тимофеевская, 8. Справившись со всезнающей Всемирной Сетью, уточнил, что сегодня это ул. Михаила Коцюбинского. Тимофеевская улица выходила на Бибиковский бульвар — сегодня это бульвар Тараса Шевченко.
Киев вообще красивый город, даже сегодня, когда его заметно подпортила современная урбанизация — эта беда всех исторических городов. Ну а в конце XIX столетия он и вовсе утопал в зелени парков и бульваров, сиял многочисленными маковками храмов.
К записи "Николай Николаевич Волков. Разводы – неизбежная составляющая человечества" пока нет комментариев