Друзья мои, доброго всем дня!
Разделите со мной радость!
Сегодня на сайте Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва опубликована моя книга «Час звёздный… Час крестный»… Книга посвящена судьбе Николая Николаевича Волкова (краткая справка об этом человеке приведена ниже). Николай Николаевич, живший в переломную для России эпоху конца XIX – начала XX столетий, оставил дневники, в которых рассказывал о некоторых событиях своей жизни, неотрывно вплетённых в судьбу страны, эти дневники сохранили его потомки, и вот они увидели свет.
В книге приведены имена потомков Николая Волкова, которые хранили эти документы. В первую очередь мои слова уважения Наталье Колчановой, которая доверила мне подготовку мемуаров к изданию – сейчас мало кто столь бережно относится к памяти о своих предках.
Книга скомпонована следующим образом. Сначала опубликован мой пересказ дневников – текст щадяще адаптирован к современному литературному языку, а затем помещены оригиналы в их первозданном виде. Книга дополнена архивными данными, фотографиями, биографическим справочником.
Выражаю искреннюю благодарность руководству Института, сотрудники которого оценили, что подобные воспоминания представляют собой истинное историческое наследие страны. И в первую очередь наши слова благодарности заместителю директора по научной работе Александру Окорокову и руководителю Редакционно-издательского отдела Марине Уральцевой.
.
Аннотация:
.
Николай Николаевич Волков — представитель старинного и заслуженного дворянского рода — родился в 1872 году, а вырвали его из жизни в жестоком 1937-м.
В молодости увлёкся модными «левыми» взглядами; затем служил государственным чиновником и мировым судьёй на территории современной Карелии, на железной дороге в Петербурге и в Варшаве; с началом Первой мировой войны оказался в Томске; в Гражданскую войну в качестве представителя Красного Креста состоял в чиновничьем аппарате адмирала Колчака… Оставшись в Советской России, перенёс много мытарств и в конце концов оказался в «расстрельном списке».
Николай Николаевич оставил после себя мемуары. А в 1990 году сотрудник КГБ прислал его родственникам письмо, в котором рассказал об обстоятельствах, которые привели к трагедии.
.
ВВЕДЕНИЕ
У предлагаемого вниманию читателей биографического повествования есть своя предыстория.
В конце 1991 года ко мне обратился Валентин Кирьязов, военный историк из Одессы, с просьбой отыскать в Военно-историческом архиве материалы о Николае Дмитриевиче Артамонове, герое Освободительной войны в Болгарии 1877-1878 гг. По итогам этой работы я подготовил и опубликовал серию материалов об этом неординарном человеке. А потом меня отыскала правнучка Николая Дмитриевича, Наталья Колчанова. От неё я и узнал о другом её прадеде, Николае Николаевиче Волкове, человеке неординарной судьбы, о котором и пойдёт дальнейший рассказ.
Но прежде, чем непосредственно перейти к рассказу о Николае Николаевиче, предлагаю читателям поучаствовать в небольшом эксперименте.
Друзья мои! Посмотрите вокруг, окиньте внутренним взором максимальное количество своих родных, близких, знакомых, соседей, коллег, даже недоброжелателей… Как ныне живущих, так и покинувших наш грешный мир. И скажите откровенно: есть ли среди них хоть кто-то абсолютно неинтересный, о котором вообще нечего рассказать такого, что могло бы заинтересовать окружающих?.. Не сомневаюсь, что вы согласитесь: нет таковых.
Убеждён: судьба каждого без исключения человека достойна того, чтобы стать основой для многотомного романа-эпопеи. И всё зависит исключительно от того, насколько мастерски биограф сумеет эту жизнь описать.
Правильно?.. Конечно!
Но только и не совсем.
Жизнь человека протекает не в социальном вакууме, не в лабораторной пробирке. Каждый из нас обитает в реальном мире, в конкретной точке бытия, на чётко фиксированном участке исторического процесса. А потому если автор берётся за написание биографического произведения, он обязан рассказать не просто о протекании жизни конкретного человека, а показать его поступки на фоне исторических событий. Даже не на фоне, а как неотъемлемую составляющую исторического процесса, органически неотрывную от него. И герой повествования нередко совершает те или иные действия, в большинстве своём лишь реагируя на воздействие на него упомянутого уже исторического процесса.
Описывая реального человека, автор тем самым воссоздаёт картину эпохи. Во всяком случае, так должно быть!
Это касается любой судьбы любого индивидуума, оказавшегося в той или иной географической точке конкретного временного отрезка исторического развития человечества.
Это первый предварительный посыл. Теперь второй.
Исторический процесс подобен водной стихии. Когда-то мы видим ровное течение событий, лишь чуточку подёрнутое лёгкой рябью социальных конфликтов. А потом вдруг грянет воспетый «буревестником революции» жуткий шторм, вздыбятся всесокрушающие волны, крушащие на своём пути всё и вся… И вчера ещё казавшийся столь стабильным привычный мир вдруг теряет свою цельность, на глазах дробится на множество составляющих, когда в муках и крови рождается новый мир — и отнюдь не всегда выглядит он, нарождающийся мир, светлым и прекрасным.
В эти периоды ломается всё: устои, традиции, судьбы, законы, нравственность, представления о том, что есть правильно.
Казалось бы, описывать эти переломные эпохи не так трудно, как периоды социального застоя: катаклизмы вызывают у человечества устойчивый и, к сожалению, болезненный интерес. Только вот в чём закавыка: описывать-то следует не фон, а душу человеческую, как она откликается-реагирует на происходящее, как она корчится или, напротив, ликует в условиях, когда всё вокруг рушится.
Вот что самое простое: описать события в моменты крушения старого мира. Вот что самое трудное: понять поступки человека в эпоху перемен, а потом объяснить их читателю.
События, которые потрясли нашу Отчизну в период с 1914 по 1924 годы, и последствия, к которым они привели, занимают особое место в истории всего человечества.
Но — вернусь к мысли, которая уже прозвучала выше — социальные события не существуют сами по себе, их участниками и вершителями становятся люди. Совокупность людей. Вклад каждого — индивидуален, но без него и общая картина оказалась бы неполной.
После столь пространной преамбулы и перехожу, собственно, к изложению задуманного текста.
Об одном участнике тех событий я и хочу рассказать. Участнике пусть и не рядовом, но всё же не из числа вершителей, который, оказавшись в тяжелейшем положении, действовал так, как ему велели долг и совесть. К его поступкам можно относиться по-разному; однако цель данных записок — не судить человека, а попытаться понять его, оказавшегося в той конкретной точке времени и пространства. И его глазами увидеть эпоху.
Герой данного повествования — Николай Николаевич Волков.
Если бы я писал роман о вымышленном, условном, некоем обобщённом герое, выбрал бы для него фамилию позаковыристее, чтобы запоминалась, и исторических параллелей возникало поменьше. Персоналий с фамилией Волковы история знает немало. Соответственно, идентифицировать конкретного человека, даже если когда-то кто и читал о нём, не так просто.
Но данные записки — о реальном человеке. И потому изменять не стал ни имени его, ни фамилии. И досочинять что-либо героическое тоже не стал. Разве что обозначу свою позицию в моментах, которые вызвали у меня вопросы.
Вполне понятно, что биографические записки традиционно начинаются с детства. Без этого дальнейшую жизнь не поймёшь. И если они кому-то покажутся скучными, изначально постараюсь заинтриговать обещанием: впоследствии всё проявится – и революционность (пусть и умеренная), и гонения за инакомыслие, и государственная служба в «медвежьем углу» империи, и контакты с иностранными шпионами, и любовь, и три года счастья, и истории, оставившие вопросы без ответов, и революция, и подвиги, и слабости, и отчаяние, и трагедии, и гибель лучших, и спасение недостойных… И финал, который предвосхищать не стану.
Всё будет. Но только без рассказа о детстве никак не обойтись. Потому что всё и вся в каждом из нас закладывается именно в ту пору, когда мы только начинаем постигать жизнь.
Ну и самое главное.
Предлагаемый текст подготовлен на основании подлинных документов и дневников, которые хранятся у потомков Николая Николаевича, и в первую очередь у Колчановой Наталья Евгеньевны. В конце данной книжки собран справочный материал о её предках и родственниках, подготовленные ею же (сохранённых в семье); и эта подборка несомненно вызовет интерес у любителей отечественной истории.
Приятного прочтения!
.
Книга опубликована на сайте Института Наследия: https://heritage-institute.ru/?books=chas-zvyozdnyj-chas-krestnyj-biografiya-czarskogo-chinovnika-ostavshegosya-v-sovetskoj-rossii-elektronnoe-setevoe-izdanie-starodymov-n-a-moskva-institut-nasledi
.
К записи "Друзья мои, разделите мою радость. Свет увидела моя новая книга – биографическая, о реальном человеке" пока нет комментариев